Содержание:
  1. Почему сокращают и хорошо ли это?
  2. Как начиналась реформа в 2016 году и какой у нее результат?
  3. Как выглядит плохо объединенное министерство?
  4. Что будет с зарплатами в местных органах власти?

Денис Шмыгаль 4 марта объявил о продолжении реформы государственной службы, которая началась в 2016 году. В этот раз глава правительства предлагает уменьшить количество министерств на треть и отчитывается о сокращении 20 000 вакансий чиновников с начала года.

LIGA.net отправила запросы премьеру и министру Кабинета министров Олегу Немчинову с вопросами о причинах сокращения государственных служащих. В правительстве отказались от комментариев, а в приемной министра Немчинова сказали, что ситуацией не владеют.

LIGA.net провела анализ реформы государственной службы с 2016 года, чтобы понять, достигла ли Украина результатов, которых хотела после победы Революции достоинства в 2014 году?

Почему сокращают и хорошо ли это?

Депутат Верховной Рады от партии Голос Юлия Клименко в комментарии LIGA.net говорит, что главная причина сокращения и чиновников, и министерств – это проблемы бюджета.

"Думаю, основная проблема – это попытка сократить бюджет. Но дело в том, что это не просто о сокращении государственных служащих, а объединение министерств. И не факт, что в этих министерствах будет меньше государственных служащих, чем сейчас", – говорит она.

Нардеп от Слуги народа Виталий Безгин называет решение правительства популистским.

"Я не считаю, что сокращать государственных служащих – это хорошее решение. Оно хорошо будет звучать для общества, но будет плохим для государства. Давайте посмотрим реально на ситуацию. Наша государственная служба не укомплектована. В случае сокращения еще больше уменьшается ее численность, а нагрузка увеличивается, потому что есть вызовы военного времени и евроинтеграции, которых раньше не было", – заявляет депутат.

Эксперт по вопросам реформы государственного управления Сергей Сорока в комментарии LIGA.net говорит, что арифметическое сокращение не поможет из-за того, что функционал работников очень перегружен бюрократией. Следует сокращать также и ее, а не только министерства.

"К примеру, несколько лет назад исследования показали, что более 50% времени работы сотрудников министерств часто составляет подготовка ответов на обращение не только граждан, но и на разные поручения министров, Офиса президента и обращения народных депутатов. Эта работа не создает какой-либо добавленной стоимости, но занимает много времени. И выполняя такие поручения, государственные служащие должны бросать другую, зачастую гораздо более важную работу, потому что не имеют права определять приоритеты. И эта проблема до сих пор не преодолена. И примеров такой неэффективной работы еще достаточно много", – говорит эксперт.

Как начиналась реформа в 2016 году и какой у нее результат?

По словам Сергея Сороки, реформа государственной службы в 2016 году была первой, которую запустил Кабмин для реформирования страны на пути в Европейский Союз. Но считать ее удачной сложно. Она затормозила с 2018 года.

"У Евросоюза есть четкие требования к реформе государственного управления и государственной службы в Украине. И то, что было запланировано в Стратегии реформирования государственного управления еще в 2016 году, затем перенесено и продлено несколько раз, должно быть завершено. Хотя реформы не заканчиваются никогда, и к этому нужно привыкнуть. Такая реформа должна осуществляться синхронно по трем направлениям: структуры, люди, процессы. Если эти три направления реформы осуществляются асинхронно, не одновременно, реформа не будет успешной", – говорит Сергей Сорока.

Из-за полномасштабного вторжения отсутствуют конкурсы на назначение чиновников. Кроме того, одной из идей процессов, запущенных в 2016 году, было то, что реформа после запуска в нескольких пилотных министерствах будет распространена на другие органы исполнительной власти, чего не произошло.

Юлия Клименко говорит, что главной проблемой является привлечение людей на государственную службу, которая не была решена ни в 2016 году, ни сейчас. Власти не создали привлекательных условий для хороших специалистов, чтобы они приходили на государственную службу.

"Если мы хотим иметь качественную государственную службу, то должны привлекать соответствующих специалистов. Но для них нужны нормальные условия труда, достойные зарплаты. Уже 10 лет картина одна и та же: чиновники постоянно переходят из одного министерства в другое, но от этого не меняется ни качество, ни результат. Когда я была заместителем министра экономики (2015-2016 годы), уволила 5000 человек из-за некомпетентности. Впрочем, они легко нашли себе работу в других министерствах", – говорит Юлия Клименко.

Компетентные люди, когда приходят на государственную службу, видят лишь беспорядок и низкие зарплаты.

"Реформа государственной службы длится 10 лет, но все дальше деградирует. Она не лечит весь организм, потому что государственная служба – это лишь одна из реформ, которая не может быть вырвана грейдами, премиями, изменениями законов. Сейчас реформа забуксовала. К сожалению, большинство законов и реформ, которые принимает Верховная Рада, буксует именно в исполнительной власти Кабмина, потому что государственный аппарат не работает из-за нехватки квалифицированных специалистов", – говорит Юлия Клименко.

Для того чтобы молодые специалисты приходили на государственную работу, правительство запустило Офисы реформ. Молодые специалисты, которые пришли туда работать, должны были в будущем стать государственными служащими и перейти работать в директораты министерств. Офисы поддержки реформ в министерствах существуют и сейчас. Работающие там люди выполняют функции директоратов. Но они не трудоустроены как государственные служащие. Обычно они работают как физические лица-предприниматели (ФЛП).

"И то, что Офисы реформ продолжают работать, означает, что реформа министерств была проведена не качественно и не до конца. До других центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ) реформы так и не дошли. Сейчас Офисы реформ в министерствах все еще работают, потому что в них, в том числе, нет характерной для государственной службы бюрократии. Туда легче привлекать профессиональных работников. И часто они фактически выполняют функции директоратов министерств", – говорит Сергей Сорока.

Как выглядит плохо объединенное министерство?

В качестве примера неэффективности объединения министерств Юлия Клименко приводит Министерство развития общин, территорий, и инфраструктуры, которое стали называть "министерством разгрома".

"Беспорядок в том, что министерства постоянно либо объединяются, либо разъединяются. Сейчас это касается объединенного "министерства разгрома" – это Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры. Туда объединили инфраструктуру и децентрализацию. Толку нет ни там, ни там. Министра Александра Кубракова мы не видим на заседаниях нашего комитета с 2022 года, он постоянно говорит, что занят региональным развитием. Аналогично он не ходит на комитет государственного строительства. И есть сомнения в эффективности работы этого министерства", – говорит Юлия Клименко, которая является первым заместителем председателя Комитета Рады по транспорту и инфраструктуре.

Источники LIGA.net среди чиновников правительства говорят, что негативно на состояние государственной службы повлияла система ввода грейдов. Многие чиновники увольняются из-за низкой заработной платы. В частности, от этого пострадало Госагентство восстановления, которое возглавляет Мустафа Найем. Его ведомство занесли в третий грейд. И теперь средняя зарплата работников агентства составляет менее 20 000 грн в месяц.

О проблеме системы грейдов и зарплат говорит и Юлия Клименко.

"Зарплата в министерстве формировалась так: у вас был оклад условно 30 000 грн и 300% премии, то есть доход не равнялся должностному окладу. Теперь ввели грейды. Если твое ведомство в третьем грейде, то твой оклад минимальный – 12 000 или 15 000 грн. Это очень низкая зарплата для квалифицированного специалиста. Поэтому люди массово уходят из-за меняющихся условий труда, в том числе и зарплаты. Зарплатный бюджет министерства – 200 млн грн. Неужели за 200 млн нельзя сократить штат чиновников министерства, взять профессиональных людей за 60 000 – 100 000 грн зарплаты, какие будут давать результаты? На зарплату 60 000 грн можно найти качественного специалиста, а не приводить своих знакомых и родственников, как это происходит сейчас", – рассказывает депутат.

Сергей Сорока говорит, что, реформируя государственную службу, государство должно стремиться к тому, чтобы министерства начали формировать политику – создавать "правила игры" в разных сферах жизни общества. К примеру, законодательно прописать такие "правила" в сфере строительства, здравоохранения и т.п., подготовить соответствующие законы и подзаконные акты.

"Сейчас большинство законопроектов представляют депутаты, а не министерства, что неправильно. В Европе 90-95% законопроектов готовят обычно министерства, потому что именно они владеют ситуацией в сферах своей ответственности, ведь годами там работают  и знают проблемы", – сетует Сергей Сорока.

Что будет с зарплатами в местных органах власти?

Комментируя LIGA.net ситуацию, сложившуюся в местных государственных администрациях, депутат Виталий Безгин говорит, что с 1 января проблемы с обеспечением зарплатным фондом испытывают областные администрации.

"У них есть проблемы из-за изменения правил по оплате труда. С 1 января квалифицированные работники стали зарабатывать меньше. Это тоже гигантский вызов. Правительство сейчас разрешило доплачивать работникам ОГА из областных бюджетов. Это значит, что на период военного положения, когда решение принимается главой администрации, это может сработать. В период мирного времени это будет большая проблема для председателей ОГА. Если у тебя есть твое большинство в областном совете, то ты можешь договориться. Но если большинство оппозиционно к тебе настроено, то будут проблемы с обеспечением работников государственной вертикали", – говорит депутат.

У работников органов местного самоуправления (ОМС) ситуация с зарплатами несколько иная благодаря проведенной реформе децентрализации.

"Общества на районном уровне являются более привлекательным местом для работы из-за проведенной реформы децентрализации, чем местные государственные администрации. ОМС – более самодостаточные, чем ОГА, они сами себя обеспечивают, поэтому на местное самоуправление это не повлияет", – рассказывает Виталий Безгин.

Комментируя происходящую сейчас ситуацию с реформой государственной службы, Виталий Безгин говорит, что она звучит хорошо для широких масс, но негативно влияет на государство.