Имущество россиян будут конфисковывать по-новому — быстро и болезненно. Что изменится
Украинские власти внесли в санкционные списки тысячи россиян и их компаний, однако процесс "наказания" только начинается — далее идет конфискация их активов.
Сейчас этот процесс проходит только по одной схеме — после введения санкций Минюст подает иск в суд с требованием взыскать имущество.
Однако пока есть лишь единичные случаи такой конфискации. Так, после принятия специального закона 12 мая первый случай решения суда произошел 1 сентября по имуществу российского олигарха Владимира Евтушенкова. Недавно частично конфисковали имущество олигарха Михаила Шелкова.
Поэтому депутаты предлагают ускорить изъятие активов россиян и продавать их даже до конфискации. А за вырученные средства покупать военные облигации.
Что это за схема и зачем в законопроекте №8311 появились военные облигации и "Прозорро.Продажи" — в материале LIGA.net.
Принудительная реализация
Накануне прошло публичное обсуждение законопроекта №8311 с участием юристов, представителей профильных ведомств и экспертов.
При действующем законодательстве есть один путь конфискации активов подсанкционных лиц: сначала они попадают под санкции, затем Минюст идет в Высший антикоррупционный суд с иском по конфискации, а ВАКС, собственно, и конфискует имущество в пользу государства.
Главный автор проекта, нардеп Алексей Мовчан указывает, что Украина активно проводит приватизацию государственного имущества, ведь очень мало кто спорит с тем, что государство — малоэффективный собственник.
"Тем более государство будет неэффективным собственником для активов РФ. Наша задача — сократить путь от приобретения государством собственности до передачи в частную собственность этих активов", — отметил он.
В законопроекте №8311 для этого появляется второй путь — принудительная реализация. Он позволяет государству не приобретать право собственности на конфискованное имущество, а сразу его продать.
Выбирать вид санкции будет Минюст, а саму принудительную реализацию, согласно нынешнему проекту, будет проводить Нацагентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).
Одна из главных новаций документа — изменение процедуры продажи АРМА всего арестованного имущества (не только подсанкционного).
Если сейчас агентство выбирает организаторов торгов и своим приказом определяет порядок продажи, то проект №8311 обяжет ведомство проводить открытые электронные аукционы в "Прозорро.Продажи". Это позволит применить двухуровневую систему аукционов.
К тому же, на содержание имущества нужно тратить ресурсы, а новый вид санкций позволит быстро их продать.
Зачем эти изменения
Одно из самых больших нововведений — проданное российское имущество конвертируется в государственные облигации (ОВГЗ).
С одной стороны, это позволяет привлечь деньги в бюджет и профинансировать военные расходы. То есть деньги из имущества подсанкционных лиц пойдут на борьбу против российской агрессии.
С другой стороны, как утверждает автор, это позволяет защитить права собственника имущества, если ему удастся в суде доказать неправомерность конфискации. То есть в случае победы в суде он получит эти военные облигации в качестве компенсации за реализованное имущество.
Такая схема позволяет сохранить стоимость имущества, застраховав его от рисков потери, повреждения, порчи или обесценивания вследствие боевых действий.
"Так как государство арестовывает определенные активы, оно несет за них ответственность. К сожалению, опыт таков, что часть активов (особенно на юге и востоке), которые были под контролем АРМА, были уничтожены", — говорит автор проекта Алексей Мовчан.
Какие еще будут изменения
Для повышения эффективности арестованное имущество может быть передано в управление другим органам власти.
Например, какое-нибудь здание могут передать профильному ведомству для хранения гуманитарной помощи. Или жилье используют для размещения переселенцев. Решение об этом принимает Кабмин. Кроме этого:
- АРМА сможет реализовывать не только движимое, но и недвижимое имущество;
- полная информация об арестованном имуществе, находящемся в управлении АРМА, будет публиковаться в Реестре арестованных активов и Единой электронной системе;
- в реестре и электронной системе будут публиковать информацию об управителях имущества.
Автор законопроекта указывает, что раскрытие управляющих добавит прозрачность и, соответственно, уменьшит коррупционные риски.
Какие замечания
В ходе публичного обсуждения профильные чиновники и эксперты в большинстве своем поддержали законопроект, но высказали ряд замечаний, прежде всего юридического характера.
Одна из главных потенциальных проблем недостаточной "юридической чистоты" — возможность подсанкционных лиц обжаловать конфискацию имущества в украинских или международных судах.
Кроме этого, начальник управления в департаменте Минюста по санкционной политике Ирина Сербин во время обсуждения отметила, что в ведомстве не понимают, как они должны определять, идти ли в суд с иском о конфискации имущества или просить о принудительной реализации. По мнению ведомства, такая дискреция может потенциально иметь коррупционные риски.
Глава Института законодательных идей Татьяна Хутор также прогнозирует проблемы в практике из-за этого, потому что оба варианта санкций имеют одинаковые основания и условия для их применения.
В. и.о. главы АРМА Дмитрий Жоравович отметил, что иногда невозможно установить балансовую стоимость арестованных активов. А дело в том, что стартовая стоимость имущества при реализации должна быть равна именно балансовой стоимости активов.
По словам Жоравовича, часто ни АРМА, ни правоохранители не знают этой стоимости. Более того, имущество может быть повреждено или иметь другие проблемы, поэтому он предложил проводить оценку активов перед торгами.
Олег Михайлюк из проекта ЕС Pravo-Justice также указал на проблему с балансовой стоимостью как стартовой ценой. Кроме того, в организации упомянули, что Кабмин "в исключительных случаях" сможет самостоятельно (без АРМА) определять порядок управления имуществом — такие исключительные случаи должны быть максимально конкретизированы, подчеркнул Михайлюк.
Замминистра экономики Денис Кудин считает позитивом привлечение к аукционам "Прозорро.Продажи" и предлагает на этом не останавливаться.
"Система "Прозорро.Продажи" доказала свою эффективность и имеет высокий уровень доверия. Мы считаем, что на этой платформе можно проводить не только аукционы АРМА, но и фактически все другие процедуры, предусматривающие конкурсы субъектов за получение определенного права или актива", — отметил он.
Мы спросили у автора законопроекта Алексея Мовчана, когда он рассчитывает на его принятие, а также попросили прокомментировать главные претензии к документу.
Обновлено. Вот его ответы:
О сроках принятия
"Я планирую в целом принять его до апреля. Следующего пленарного заседания ожидаю его в зале до первого чтения, затем правки. Думаю, будет много, потому что там 94 страницы только сравнительных таблиц. Это большая и системная реформа"
О ключевой ценности закона
"Станет быстрее конвертация конфискованного в деньги. И это ключевая польза от этого законопроекта. То есть сейчас от конфискованных активов Украина получает 0 денег, а после принятия это могут быть миллиарды прямо в бюджет или в фонд восстановления от последствий вооруженной агрессии"
Относительно дискреции Минюста при подаче исков
"Думаю, что иногда дискреция должна сохраняться у чиновников, потому что на то они и нужны. Сейчас они же сами решают по отношению к кому из подсанкционных лиц вводить принудительное взыскание в доход государства. Теперь будут решать, какую именно санкцию выбрать. Я здесь не вижу проблемы"
Относительно балансовой стоимости
"Это уже устоявшаяся практика. Суть в том, что в системе Прозорро.Продажи открыт доступ для всех желающих принять участие в торгах (кроме россиян). Поэтому именно конкуренция и рынок определяют реальную стоимость объекта продажи, а не оценщик. Это уже работает.
Если балансовой стоимости нет или невозможно определить, то можно производить оценку. Проведенная оценка — это дополнительное основание для обжалования в суде, потому что она субъективна"
Относительно управления Кабмином отдельными арестованными объектами
"Эта норма касается исключительно арестованного имущества, переданного в АРМА в рамках уголовных производств. Эту норму мы предлагаем на период войны для решения гуманитарных или других задач, которые появляются во время войны перед правительством.
В общем мы считаем государство неэффективным собственником в рыночных условиях, но если речь идет о военном положении, то именно у государства должен быть весь ресурс в руках"