История украинской приватизации: аренда, ваучеры и неконкурентные аукционы
Ко Дню Независимости LIGA.net подготовила историю украинской приватизации стратегических активов, начиная с 90-х годов и по настоящее время.
Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес
Приватизация без денег. Как государство избавлялось от стратегических предприятий
Фонд государственного имущества (ФГИУ) был создан Кабмином в 1991 году. А уже в следующем году Украина начала приватизацию государственных предприятий. Приватизация шла тяжело. Иногда политики и чиновники затягивали процессы приватизации государственного имущества. Ибо они получали теневые доходы от деятельности государственных предприятий.
Иногда предприятия после приватизации возвращаются в государственную собственность, что связано с недобросовестностью новых собственников. Так или иначе, приватизация в Украине длится уже 32 года. И ее конца пока не видно.
В конце 1991 года была утверждена концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий, жилищного фонда и земли. А уже в следующем году проголосованы основные законы. В начале года Верховная Рада проголосовала законы о приватизации государственного жилищного фонда и приватизации государственных предприятий.
Приватизация как понятие часто ассоциируется только с продажей предприятий. Но невозможно обойти приватизацию жилья. В Советском Союзе жилье было либо государственным, либо кооперативным.
Фактически советские власти лишь временно предоставляли людям жилье и могли выселить их из квартир в любой момент. Благодаря обретению Украиной независимости, началу процессов разгосударствления и формирования рыночной экономики почти каждый гражданин Украины получил в свои руки имущество – квартиры и дома. Теперь люди могли свободно использовать свое жилье: продавать и сдавать его в аренду.
В 90-е годы была распространена сертификационная приватизация и приватизация предприятий через аренду.
Для понимания приватизационных процессов в те времена нужно обратить внимание на Закон "О собственности", который Рада приняла еще в 1991 году. Он просуществовал с изменениями до 2007 года. Этот закон давал руководителям государственных предприятий полную свободу действий в руководстве ими. А каких-либо существенных методов контроля не предусматривал.
Таким образом, в Украине возникла новая каста частных владельцев, которых называли "красными директорами". Красные директора фактически получили предприятия в собственность, несмотря на то, что на эти должности их назначило государство.
Они сами создавали частные компании, через систему устойчивых связей в регионе брали в аренду компании, а потом выкупали их.
"Тогда аренду с выкупом еще называли "аренда с подкупом". Такая была шутка", – говорил экс-председатель ФГИУ Александр Бондарь в 2013 году.
Примером приватизации через аренду можно назвать компанию "Свиточ", которая к началу 90-х годов объединяла в себе несколько кондитерских фабрик. В 1988 году гендиректором "Свиточа" стал Андрей Тавпаш. В 1992 г. он смог приватизировать предприятие. В 1998 году он продал его швейцарской компании Nestle.
По словам Владимира Ларцева, который был советником главы ФГИУ в 90-х годах, во Львове благодаря аренде были приватизированы предприятия "Конвейер", Львовский мясокомбинат, Львовская кофейная фабрика.
Часто приватизация через аренду проходила вместе с сертификатной приватизацией. Украина проводила сертификатную приватизацию на примере модели Чехии и Словакии.
"В этих странах за основу была принята ваучерная модель. Она предполагала бесплатное перераспределение значительной части (приблизительно 1/3) государственной собственности. На первой волне ваучерной приватизации почти 6 миллионов граждан бывшей Чехословакии стали акционерами путем "покупки" акций предприятий за ваучеры. При этом, около 72% владельцев приобрели акции через инвестиционные приватизационные фонды", – рассказывал Владимир Ларцев в 2012 году.
Главной идеей сертификатной приватизации было то, что каждый гражданин может получить в собственность долю национальных предприятий. То есть, за сертификаты можно было купить акции предприятий. Но обычно их по дешевке скупали различные трастовые фонды или сами красные директора.
В Донецкой области есть примеры приватизации через аренду и скупленные сертификаты. Это завод "Азовсталь". Донецкая область ранее была самым крупным промышленным хабом Украины. Заводам-гигантам нужен был газ, чтобы иметь возможность работать.
Компания "Индустриальный союз Донбасса (ИСД)" являлась одним из крупнейших газотрейдеров Донецкого региона. Ее создал тогда заместитель председателя Донецкой ОГА Виталий Гайдук в 1995 году. А одним из совладельцев стал местный предприниматель Ринат Ахметов. Благодаря связям с властями и активной позиции другого совладельца – Сергея Таруты – ИСД быстро стал лидером на рынке продажи газа.
Сергей Тарута в 2013 году рассказывал, как приватизировался металлургический гигант Мариуполя. Азовсталь была взята в аренду коллективом арендаторов. И вся прибыль, которую зарабатывал завод, принадлежала не государству, а им. Арендаторы постепенно увеличивали свои активы. В какой-то момент у них оказалось 44% акций, а у государства – 25%. Сначала ИСД купила 25% акций государства, а затем 44% у коллектива арендаторов. Сумма сделки, по словам Таруты, достигала 30-40 миллионов долларов.
Также в Донецкой области красные директора Ефим Звягильский и Владимир Бойко смогли приватизировать Шахту имени Засядько и Металлургический комбинат им. Ильича в Мариуполе.
В Запорожье таким примером может служить предприятие "Запорожкокс". К 1999 году 48,85% предприятия владела Инвестиционная компания "Трудинвест". Ее учредителями были 14 физлиц, которые являлись руководителями ОАО "Запорожкокс". Впоследствии они продали контрольный пакет акций бизнесмену Ринату Ахметову, создававшему вертикально интегрированную металлургическую группу.
На первом этапе приватизации, с 1992 по 2002 годы, бюджет получил 5,41 млрд гривен или 1,1 млрд долларов.
"Оказывается, половину экономики страны оценили в один миллиард долларов США. Это уже говорит о том, что приватизация осуществлялась по схемам, далеким от тех, по которым должна была осуществляться по закону. Мы не смогли сделать ее инструментом развития экономики", – заявлял Николай Азаров, первый вице-премьер в первом правительстве Виктора Януковича.
Сейчас и Азаров, и Янукович находятся в РФ, куда скрылись после Революции достоинства в 2014 году.
С 1992 по 2001 год по сертификатам было приватизировано 47% украинских предприятий. Один сертификат стоил от 2 до 10 долларов США.
В течение 90-х годов промышленные предприятия корпоратизировались и продавались через аренду и сертификаты. Сертификатная приватизация изначально имела благие намерения. Каждый гражданин мог получить акции предприятий, составлявших национальное богатство Украины.
Но на самом деле этим воспользовались те, кто уже руководил этими предприятиями – красные директора, которые после проведения корпоратизации скупали их. А потом уже продавали "новому" украинскому бизнесу.
Александр Пасхавер в своей научной статье приводит статистику поддержки приватизации:
Денежная приватизация нулевых и десятых годов
В нулевых годах начался этап денежной приватизации. Но часто предприятия продавались без конкуренции. И в некоторых случаях аукционы даже не проводились. В остальных, участие в аукционах было ограничено.
Укррудпром
Такова была приватизация Укррудпрома. Государство создало холдинг "Укррудпром" в 1999 году. В него были объединены несколько государственных горнообогатительных комбинатов (ГОК). Объединение их под крышей единого холдинга и корпоратизация должны были сделать более выгодным активом для будущей приватизации и аукциона. Уставной фонд Укррудпрома на 2004 год составлял 1,34 млрд грн.
23 марта 2004 года в Милане на стадионе Сан Сиро в 1\8 финала Лиги Чемпионов играли местный Милан против испанского Депортиво. Присутствовали на матче украинские олигархи: братья Игорь и Григорий Суркисы, Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и президент ФК "Милан" Сильвио Берлускони. Кроме просмотра футбола, олигархи решали, как будут делить Укррудпром. Делить решили без проведения аукциона.
Почти сразу после матча в Милане Верховная Рада проголосовала Закон об особенностях приватизации Укррудпрома. В нем приоритетное право на приватизацию имели инвесторы, у которых уже было 25% акций хотя бы в одном из предприятий горнорудного холдинга. Такими людьми были Ринат Ахметов, Вадим Новинский и Игорь Коломойский.
Приватизация Укррудпрома помогла донецкому бизнесмену Ахметову достроить вертикально интегрированный холдинг "Метинвест", в который теперь входили металлургические, коксовые и горнорудные комбинаты.
Пять из шести ГОКов Укррудпрома оказались фактически в собственности Ахметова. Это Северный, Южный, Центральный, Ингулецкий ГОК. Часть из них купил Новинский и передал в Метинвест, получив за это 25% холдинга. Сейчас на Новинского наложены санкции Совета нацбезопасности и обороны. Криворожским железорудным комбинатом (КЖРК) Ахметов владел вместе с группой "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
Криворожсталь
В целом 2004 год хорошо складывался для Ахметова. Единственное, что могло огорчать донецкого предпринимателя – это проигрыш донецкого Шахтера в Чемпионате Украины киевскому Динамо. Но если с футболом не получалось все, как хотелось, то в деловых делах все было иначе.
Еще весной Ахметов купил часть ГОКов Укррудпрома, а уже летом вместе с Виктором Пинчуком – зятем действующего в то время президента Леонида Кучмы, участвовал в приватизации Криворожстали.
Несмотря на то, что, по предварительным оценкам экспертов, комбинат стоил $1,3 млрд, ФГИУ продал его консорциуму Пинчука-Ахметова за $800 млн.
После победы на президентских выборах 2004 года Виктора Ющенко Криворожсталь была реприватизирована. В 2005 году комбинат купил индийский бизнесмен Лакшми Миттал за 10 млрд грн или почти за $2 млрд на открытом аукционе, транслируемом по национальным телевизионным каналам.
Криворожсталь – фактически единственный пример, когда иностранцу продали объект Большой приватизации на открытом аукционе. Сейчас предприятие под названием "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР) продолжает работать.
В 2022 году ОО "Центр Экономической Стратегии" провело обширное исследование о том, как проходила украинская приватизация. В 2005 году государство повторно продало Криворожсталь. Это был самый дорогой лот и прибыльный год за всю современную историю Украины. Можно сказать, что аукцион прошел справедливо, о чем свидетельствует статистика доходов от приватизации в государственный бюджет Украины. Следующими успешными годами были 2011 и 2012, когда правительство Николая Азарова продавало Укртелеком, облэнерго и облгазы.
К украинской приватизации присоединились россияне
Другими иностранцами, участвовавшими в приватизации украинских государственных активов, были россияне. Они дважды покупали Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) в 2002 и 2004 годах. После первой продажи компании "АвтоВаз-Инвест" государство инициировало возвращение комбината в свою собственность. Потому что российский собственник не выполнял инвестиционный договор.
Второй раз ЗАлК был продан компании, принадлежавшей Виктору Вексельбергу и другому россиянину – Олегу Дерипаске. Фактически Дерипаска купил конкурента для заводов своего РусАла в Сибири. Поэтому очень быстро ЗАлК деградировал. Комбинат снова вернули в государственную собственность, но уже в разрушенном состоянии.
Помимо этого Дерипаска был владельцем Николаевского глиноземного завода (МГЗ), который производит глинозем, являющийся сырьем для производства алюминия. Все сырье из НГЗ вместо Запорожья отправляли на алюминиевые заводы Дерипаски в РФ. В 2024 году ФГИУ вновь пытается продать ЗАлК.
Россияне активно скупали у государства облэнерго. Так поступали Евгений Гинер, Михаил Воеводин и Александр Бабаков через свою компанию VS Energy. В РФ они были известны как владельцы рынка рядом с олимпийским комплексом "Лужники" в 90-е. Соответственно, группу называли "лужниковскими".
В Украину они начали заходить в начале нулевых годов. Первым активом, который удалось купить этой группе, был Одессаоблэнерго. Затем через свою словацкую компанию Vychodoslovenske Energeticke Zavody SP они купили операторов распределительных электросетей в Севастополе, Херсонской, Житомирской, Кировоградской областях. Впоследствии преемницей акции этих активов были консолидированы в VS Energy, зарегистрированной в Нидерландах. Но лужниковскую троицу и дальше называли "словаками".
Со временем "словаки" стали владельцами Ровнооблэнерго и Киевоблэнерго, имели 45% в Черновцыоблэнерго, завод "Днепроспецсталь" в Запорожье и разветвленную сеть гостиниц Premier International. В их числе, в частности, был Премьер Палац в Киеве.
Некоторое время VS Energy была одной из самых крупных владелиц операторов распределительных сетей. Но, начиная с 2016 года, группа начала переговоры с энергохолдингом ДТЭК Ахметова о продаже активов. До начала широкомасштабного вторжения были проданы сети в Одесской и Киевской областях.
После начала большой войны облэнерго, остававшиеся в собственности VS Energy, государство забрало, наложив санкции на российских владельцев. Сейчас они вместе с другими государственными облэнерго сконцентрированы в государственном холдинге "Украинские распределительные сети" (УРМ).
Облэнерго, облгазы и особенности приватизации первой половины десятых годов
Приватизацию десятых годов невозможно представить без приватизации облэнерго и облгазов.
Облэнерго (операторы систем распределения – ОСР) зарабатывают тем, что предоставляют услугу распределения электроэнергии. Их начали продавать в 1997 году, преследуя цель "формирования конкурентного рынка электроэнергии". Тогда их акции активно покупали братья Суркисы и Константин Григоришин. Им перешло от 25 до 45% акций в девяти облэнерго.
К 2004 году государство продало еще 6 облэнерго. В это время на рынке Украины появилась российская VS Energy.
В 2011-2013 годах облэнерго продавались тем, кто уже имел долю в энергобизнесе. Эта приватизация была чем-то сродни приватизации Укррудпрома. Тогда крупнейшими владельцами стали Ринат Ахметов со своим ДТЭК, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, активно присутствовали россияне из VS Energy.
Облгазы – это такая же естественная монополия, как и облэнерго. Облгазы занимаются обслуживанием и эксплуатацией газораспределительных сетей и несут ответственность за бесперебойную поставку газа потребителям. Их заработок состоит из тарифов, которые потребители платят за услугу распределения газа.
Во время президентства Януковича Фонд госимущества активно продавал облгазы. Премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что ему это не нравится, но бюджету очень нужны деньги после кризиса 2008 года и управления режима предшественников. Но это больше выглядело как перераспределение государственного имущества.
Фонд госимущества проводил приватизационные аукционы. Однако их сложно назвать конкурентными. Так, Дмитрий Фирташ в течение двух месяцев 2012 года получил в собственность 13, заплатив за них лишь 326 млн грн. Благодаря этому, Фирташ сконцентрировал в своей собственности наибольшее количество газораспределительных сетей Украины. После 2022 года облгазы перешли в собственность государственного Нафтогаза.
Итоги и что будет дальше
Бывало и так, что олигархи не покупали на прямую предприятие, но имели контроль над ними. Фирташ так контролировал ГОКи, добывающие титановое сырье. Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК находились у него в аренде. А на Сумыхимпроме, заведя своего руководителя, он руководил всем предприятием вместо государства. Такую же схему использовал и Игорь Коломойский, купивший лишь часть акций Укрнафты, но полностью контролировавший предприятие долгое время.
Если подводить итоги, то олигархи контролировали 11% из всех активов украинских бизнесов. Это были ключевые активы государства, составлявшие национальное богатство Украины.
В 2024 году государство продолжает проводить приватизацию. В случае Большой приватизации – это активы, которые долгое время не удавалось приватизировать из-за олигархического влияния и активов бывших российских собственников.
Приватизацию, которая проходила в первые 30 лет независимости Украины, вряд ли можно назвать справедливой. Аукционы часто проводились непрозрачно. Их условия были прописаны так, что не все желающие могли участвовать в них. Это мешало формировать честные конкурентные рынки в Украине.
Из положительного следует отметить, что сейчас ФГИУ проводит приватизационные конкурсы, используя систему Прозорро.Продажи. Нареканий на непрозрачность проведения конкурсов пока не было.