Жизнь PEPов. Что такое усиленный финмониторинг на практике
Верховная Рада (ВРУ) 17 октября утвердила закон №9269-Д, которым вернула пожизненный статус PEP – Politically Exposed Person, политически значимых лиц.
Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram
Политически значимые лица – политики и чиновники высшей категории, на которых распространяется усиленный финансовый мониторинг. Критерии их определения прописаны в законе №361-IX – "О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем...".
Принятие решения о пожизненном статусе PEPов является частью Директивы (ЕС) 2015/849 и одним из семи условий, озвученных президентом Еврокомиссии Урсулой Фон Дер Ляйен, которые Украине нужно выполнить для того, чтобы продолжить путь в Европейский Союз.
Глава налогового комитета ВРУ Даниил Гетманцев отмечал, что принятие закона о пожизненном статусе PEPов является требованием МВФ.
Закон 361-IX о финмониторинге с момента своего принятия предусматривал усиленный статус и финансовый мониторинг PEPов. Но в ноябре прошлого года пожизненная норма изменилась на 3 года усиленного мониторинга. Евросоюз попросил вернуть пожизненный статус.
LIGA.net разбиралась, почему эта норма вызвала подобный резонанс.
Кто подпадает под статус PEPа?
PEPы национального значения определяются в статье 37 вышеупомянутого Закона. PEPом может быть как президент Украины, так и люди, которые занимают руководящие органы в политических партиях.
PEPами будут члены правительства Украины, а также члены наблюдательных советов государственных предприятий. Например, член наблюдательного совета Укрзалізниці тоже является PEPом.
Также политически значимым лицом будет руководитель Госпредприятия "Киевторф", который Фонд госимущества (ФГИУ) хочет приватизировать. Так как PEPами являются руководители административных, управленческих или надзорных органов государственных предприятий, обществ, государственная доля в уставном капитале которых прямо или косвенно превышает 50 процентов.
Кроме этого, меры усиленного финансового мониторинга касаются жен или мужей PEPов, их детей и родителей, пасынков, падчериц, усыновленных лиц, лиц, находящихся под опекой или на попечительстве, зятьев и невесток, отчимов, мачех.
В пункте 42 статьи 1 вышеупомянутого Закона конкретно определяются связанные с PEPом лица. Обычно это люди, имеющие вместе с PEPом совместное владение (предприятие) или юридическое лицо.
Как выглядит усиленный финансовый мониторинг на практике?
Экс-замминистра информационной политики Татьяна Попова в комментарии LIGA.net рассказывает, что после увольнения с должности долго не могла зарегистрировать себе ФЛП. А компания, где она была поручителем, не могла перекредитоваться в иностранном банке из-за статуса PEPа у нее.
Вопросы возникают сразу после прихода в банк, при этом банковский работник постоянно расспрашивает о доходах и их происхождении, проводя долгосрочные собеседования.
Денис Каплунов входил в органы управления в партии Гражданская позиция и был первым заместителем председателя Государственной экоинспекции. В комментарии LIGA.net он так описывает свое состояние политически значимого человека:
"Статус PEPа вызывает дополнительные проверки со стороны банка. К примеру, при покупке машины не с банковского счета нужно подтвердить происхождение средств: дать выписку о доходах, данные из других банков, происхождение средств супруги или доказательство о заработанных ранее деньгах. На время сбора информации банк ограничивает PEPа в действиях и банковских операциях, например, может не предоставить квалифицированную электронную подпись (КЭП)", – рассказывает Каплунов.
По его словам, банк ведет себя так, как будто ты ему что-то должен. С позиции силы.
Поэтому получается такая ситуация: или ты доказываешь происхождение всех своих денег, или просто блокируют счет. Если, например, твои родственники занимаются предпринимательской деятельностью, то у них могут быть проблемы с ведением бизнеса, потому что банк заблокирует трансакцию из-за родственника PEPа.
Главное, отмечает Денис Каплунов, это несопоставимость контроля с твоим реальным влиянием. Неужели это справедливо, когда член правления нигде не представленной партии должен пожизненно отчитываться о своем состоянии?
"Зная о таких ограничениях, я бы трижды подумал перед тем, как идти в политику или на государственную службу", – говорит PEP.
Ярина Ясиневич, жена народного депутата от партии Европейская солидарность Владимира Вятровича, комментируя LIGA.net принятие нового закона, говорит, что ей блокировали счета без предупреждения. Это приводило к тому, что она не могла воспользоваться банковской картой, когда в этом была неотложная потребность.
При этом уведомления о блокировке счетов не было даже в системе. Менеджер банка, который занимается счетом, просто не знал этого и не мог сообщить. Единственной причиной этого шага банка были родственные связи с PEPом.
И если частные счета разблокировали быстро, то разблокировку бизнес-счета пришлось ждать месяц. Также Ясиневич отмечает, что наличие мужа PEPа повлияло и на ее близких родственников, которым не хотели открывать пенсионную карточку. А все декларации просили сдавать заранее, раньше предельных сроков.
Народный депутат от Слуги Народа Роман Грищук в комментарии LIGA.net объясняет, что после избрания в парламент не получал на свои счета никаких средств, кроме заработной платы. Так же как и его жена. Был только один случай, когда скончалась мать его жены, она получила переводы от родственников на частную банковскую карточку физлица. Но при этом она ходила в банк и давала объяснения о происхождении средств и зачем они были получены. Кроме того, банку нужно ежегодно давать выписку по полученной заработной плате.
Как устранить проблему с банками?
Как можно понять из прошлых комментариев, банки не всегда лояльно относятся к своим клиентам-PEPам и их семьям.
Народный депутат Ярослав Юрчишин в комментарии LIGA.net говорит, что отношение банков к PEPам зависит не от закона, а от внутренних положений банка и Нацбанка. Просто это новая регулировка. И банки пытаются "дуть на воду". То есть не иметь дела с PEPами. Роль НБУ – сопровождать этот процесс.
По словам юридического советника Transparency International Ukraine Александра Калитенко, принятый закон должен изменить эту ситуацию. Во-первых, теперь банки несут большую ответственность – они не могут безосновательно заблокировать счет или отказать в его открытии. Теперь за деятельностью банков будет усилен надзор Нацбанка. Также будет внедрен риск-ориентированный подход, который не будет ставить PEP в одинаковое положение.
По словам Калитенко, информация о пожизненном усиленном финансовом мониторинге PEPов является определенной манипуляцией. Усиленный мониторинг будет происходить во время пребывания человека в должности и в течение следующих 12 месяцев после отставки или увольнения. Если во время пребывания в должности и через 12 месяцев после этого человек не осуществлял рискованных операций, то усиленный финансовый мониторинг перестает на него действовать.
Банк не может просто так отменить трансакцию или закрыть счет. Банк должен опираться на постановление НБУ от июня 2020 года №65 об осуществлении финансового мониторинга.
В июне этого года, приняв постановление №74, Нацбанк смягчил жизнь PEPам. Согласно ему, банки должны отойти от формального подхода к установлению риск-уровня по обращению с клиентом PEPом. В каждом отдельном случае присвоение банком любого уровня риска PEPу должно быть должным образом обосновано, говорится в пресс-релизе НБУ.
Кроме того, PEPам повышены лимиты на объемы финансовых операций по всем счетам, открытым в банке, с 200 000 грн за квартал до 400 000 грн в месяц.
Всего PEPов в Украине будет от 10 000 до 15 000 персон. Усиленный мониторинг четко регулируется Нацбанком, задачей которого является понять историю накопления богатства людьми, управляющими страной.