Плохая эффективность работы Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) ни у кого не вызывает сомнений. В Офисе президента озвучивают планы передать функцию управления арестованными активами в Фонд государственного имущества (ФГИУ), оставив Агентству только розыск. Или и вовсе ликвидировать АРМА.

Между тем, институты Евросоюза призывают не трогать функционал Агентства, а "перезагрузить" его. Позиции сторон исследовал LIGA.net.

Зачем существует АРМА

После победы Евромайдана встал вопрос, как искать и управлять активами бывших чиновников. По инициативе Европейского Союза было создано АРМА. Его функционал мало кому понятен в Украине.

Это агентство должно было искать активы бывших чиновников и коррупционеров, арестовывать их через суд и передавать в управление посторонним бизнесам. После этого должна состояться приватизация конфискованных активов. В результате бюджет Украины должен получить деньги.

Создание АРМА было одним из условий евроинтеграции Украины. Европейские партнеры хотели, чтобы этот процесс был максимально открыт и прозрачен перед украинским обществом.

Но в случае с АРМА почти сразу все пошло не так. Во-первых, Еврокомиссия была недовольна нормами украинского закона. У АРМА было полно провалов, когда они не могли найти управителей для тяжелых активов, таких как Межигорье или Одесский аэропорт.

Были коррупционные скандалы, отсутствовал реестр арестованного имущества, отсутствовала эффективная коммуникация с правоохранительными органами. Истории вокруг предъявления подозрений руководителям структуры тоже не давали ей положительного статуса.

Еще больше ситуация изменилась после начала полномасштабного вторжения. Когда стало понятно, что Украина как государство будет жить, стал вопрос, что делать с российскими активами в нашей стране.

Фактически этими активами распоряжаются суды. Они отдают их в руководство АРМА, которое само, по своему усмотрению, ищет управляющих и должно постепенно приватизировать их.

Как происходит передача активов в управление

Для каждого предприятия создавались отдельные условия ареста и поиска управляющего. Следить за этим трудно из-за непрозрачности процедуры. Уволить руководителей АРМА и назначить новых просто так невозможно. Согласно законодательству, назначение руководителя на 5 лет происходит после проведения конкурса.

Поэтому образовалась такая ситуация, что временно исполняющий обязанности председателя АРМА Дмитрий Жоравович стал руководителем крупного промышленного холдинга. Он управляет предприятиями, которые ему не принадлежат, руководствуясь собственным усмотрением, без процедур.

Например, в управление АРМА попали Глуховский карьер и Николаевский глиноземный завод, которые связывали с Олегом Дерипаской, пакет корпоративных прав туроператора "TUI Украина" (компании "ТТВК"), принадлежавшего российскому бизнесмену Алексею Мордашову, объекты недвижимости, АЗС "Татнефть".

Из отрицательных примеров – "Форвард Банк" Рустама Тарико стал неплатежеспособным. Всего с начала войны АРМА провело 141 конкурс, но найти управляющих удалось всего на 21 актив.

В чем привлекательность ФГИУ

С другой стороны, в Украине существует Фонд государственного имущества (ФГИУ). Фонд был создан в 1992 году. Его ключевой задачей было приватизировать бывшую советскую собственность, которой государство не могло эффективно управлять.

Со временем Фонд пополнялся и конфискованными государством активами, например, двумя титановыми месторождениями "Объединенной горно-химической компании" (ОГХК), которые ранее арендовали структуры Дмитрия Фирташа. Задачей Фонда остается продажа активов, находящихся в его подчинении. Впрочем, до аукционов они должны эффективно руководиться, чтобы не терять свою капитализацию.

Читайте также

АРМА частично повторяло задачи Фонда госимущества в поисках активов и новых покупателей для них. Однако агентство, которое создавалось для поиска активов, не может потянуть управление активами, которое требует больших профессиональных менеджерских навыков. Непрозрачная система управления активами также не способствует этому.

У власти есть желание просто ликвидировать АРМА. Об этом заявлял глава фракции Слуга народа в Верховной Раде Давид Арахамия. Главная причина – непрозрачная деятельность институции, отсутствие открытых аукционов.

Управление всеми активами предлагают отдать ФГИ, потому что тот проводит аукционы через Prozorro. Однако здесь следует отметить, что из-за условности законодательства АО "Prozorro. Продажі" не может заключить договор с АРМА о реализации товаров, о чем заявляли в самом Прозорро. Это связано с тем, что АРМА ищет менеджмент для управления арестованным имуществом, а не занимается его реализацией.

Что делать с АРМА

Другую позицию по АРМА высказывает нардеп из фракции Слуга Народа, председатель Комитета по предотвращению и противодействию коррупции Анастасия Радина. По ее мнению, АРМА нужно сохранить, но оставить за ним только функцию поиска активов. Управление имуществом следует передать Фонду государственного имущества. Это мнение основывается на том, что нынешний глава ФГИ Рустем Умеров является "эффективным руководителем Фонда".

Такое же мнение в одном из своих интервью озвучил замглавы Офиса президента Ростислав Шурма – фактический куратор экономической политики государства в стране.

Но здесь существует проблема, что кадры могут меняться. И если сегодня ФГИУ руководит "хороший Умеров", то завтра это может быть плохой Дмитрий Сенниченко, или Михаил Чечетов.

Глобально это не разрешает проблему. Она должна быть решена системно. С пониманием того, что мы хотим от имущества, поступающего государству. Но с четким разделением на тех, кто ищет, кто руководит, а кто приватизирует. Иначе непонятно, зачем нужно АРМА, которое ничем фактически не управляет.

Против ликвидации АРМА выступают в Евросоюзе. Там говорят, что нужно провести аудит агентства и конкурс на нового руководителя. Учреждение АРМА было одним из важных маяков, после выполнения которых Украина получила безвиз с ЕС. Если чиновники из Европы говорят о сохранении АРМА, то, возможно, это будет одним из условий дальнейшей евроинтеграции.

В ближайшее время должен состояться конкурс на главу АРМА. Общественные активисты уже выражают опасения по поводу его результатов. Говорят, что руководитель структуры не будет независим.