Содержание:
  1. Увлечение полиграфией
  2. Война и новый толчок для развития
  3. Новые вливания и планы на расширение
  4. Изменения на рынке
  5. Особенности сферы полиграфии
  6. Реклама и конкуренты
Алексей Логачев – трижды ветеран: афганской войны, АТО/ООС и большой войны России против Украины. И без преувеличения – "ветеран" полиграфического бизнеса.

Его небольшая типография "Веда" в Винницкой области пережила глобальный мировой кризис 2008-2009 годов, Революцию Достоинства с последующим обвалом гривни, пандемию коронавируса и работает сейчас, во время полномасштабного вторжения.

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

На вопрос LIGA.net, как вы выжили, предприниматель отвечает, что это удалось благодаря ориентации на постоянных корпоративных клиентов, собственной репутации и открытому общению с подрядчиками и клиентами.

Увлечение полиграфией

Путь Алексея Логачева в этой сфере начался еще в 90-х с небольшого полиграфического предприятия, которое они с отцом открыли в Москве, где он в то время учился. Впоследствии, в 2005 году, их предприятие выкупила компания "Лукойл". После этого Логачев вернулся в Украину.

"Два года поработал в другом направлении – на изготовлении корпусной мебели. Но в 2007-м я решил, что мне больше нравится полиграфия. И в 2008 году открыл "Веду", – вспоминает мужчина.

Однако не все было просто. Денег на собственное дело у Логачева не было. В наличии было всего несколько компьютеров, которые он забрал из предыдущей типографии.

"И чтобы плавно войти в эту сферу, я начал работать в одной небольшой типографии. Это было в 2007 году. Но она в 2008 году закрылась, как раз в начале года. Мне это дело бросать не хотелось. И я собрал нескольких ребят, с которыми мы работали, и предложил открыться со мной. Мы тогда купили за копейки первый маленький шелкотрафаретный станок. Из дома я принес компьютеры. И мы начали работать на уровне рекламного агентства. Своих полиграфических мощностей у нас не было. Но я знал некоторые типографии, что они могут производить – и мы в них размещали заказы", – рассказывает предприниматель.

Через полгода предпринимателю удалось раздобыть для своего производства новейшую на то время модель печатной машины на эксклюзивных условиях. Это позволило заработать средства для дальнейших инвестиций.

"Я был в Киеве на презентации новой машины Konica Minolta 5500. В то время это была совершенно новая модель. И так случилось, что я был единственным человеком, который задавал конкретные профессиональные вопросы: как она работает, как калибруются цвета, какова скорость печати и т.д. На это обратил внимание исполнительный директор компании в Украине. Мы после презентации с ним еще пообщались. Он мне сделал в то время уникальное предложение: взять в кредит от производителя немного другую модель под 4% годовых. И даже без первого взноса. Я согласился, и моя типография начала работать уже как полноценное производство", – вспоминает Логачев.

Алексей Логачев держит на руках кошку Лапу, которая прибилась в типографию минувшей зимой/Фото: Тамара Тысячная
Алексей Логачев держит на руках кошку Лапу, которая прибилась в типографию минувшей зимой. Фото: Тамара Тысячная

Кредитная программа была рассчитана на три года, и первый год выплачивать деньги за машину удавалось исправно. Однако это был кризисный 2009 год, дела на производстве пошли на убыль, и Логачев не смог рассчитаться за печатную машину. С компанией удалось разойтись мирно: после проверки ее состояния компания в счет оставшейся стоимости забрала машину назад и впоследствии перепродала.

Читайте также

"Но небольшую сумму я тогда сумел собрать – около $3,5 тысяч. И за эти деньги я купил во Львове подержанную печатную машину. Тоже "Конику", но более низкого класса. Дальше я понемногу искал оборудование, докупал. Искал клиентуру. Кризис 2009-го пережил благодаря большому опыту, который уже имел к тому времени, и потому, что ориентировался на корпоративного клиента. Я почти не работал с конечным потребителем. Основные мои клиенты – это предприятия. Поэтому я почти не утратил клиентуру. Да, обороты уменьшились, доходы упали, но предприятие продержалось на плаву. Почти точно такая же ситуация получилась, когда началась пандемия COVID-19 в 2020 году. Мы работали на протяжении почти всего карантина", – объясняет Логачев.

На определенную стабильность предприятие Логачева вышло через три года. Это еще не был ни "ноль", ни прибыль. Но появилось постоянство в заказах.

"За эти три года у меня могло быть так, что месяц мне нечего было есть, а месяц – жировал", – говорит бизнесмен.

Война и новый толчок для развития

В июне 2014 года Логачев пошел добровольцем на фронт. Типографией осталась руководить жена. Вспоминает этот период как самый трудный в существовании предприятия.

"Тогда, честно говоря, было очень тяжело. Но у меня очень хороший коллектив. Они отнеслись с пониманием к ситуации, закрывали глаза на задержки зарплаты. Плюс не очень падали обороты, потому что основные заказчики – это были предприятия. А, простите, молокозавод, для которого мы делали ценники, меньше продукции делать не стал. Также поставщики входили в положение моей типографии и отпускали расходные материалы с очень большой отсрочкой в платежах, подбирали самые низкие цены. Некоторые фирмы оплачивали продукцию чуть ли не на год вперед. Люди знали меня и доверяли. Но есть еще одна вещь: я никогда ни от кого не скрывался. Мой телефон всегда отвечал. Я всегда прямо говорил, какая ситуация, и не отказывался от обещаний", – рассказывает владелец типографии.

К своему делу Логачев вернулся в 2016 году. Впоследствии во время полномасштабного вторжения снова пошел на войну добровольцем. Но в августе 2022 года, после очередной контузии, его списали из армии окончательно.

Встал вопрос развития предприятия. Ведь хотя оно и держалось на плаву благодаря постоянным клиентам, все же нуждалось во вливании средств. В интернете предприниматель наткнулся на информацию о конкурсе от Украинского ветеранского фонда "Варто". Это грантовая программа для ветеранов и семей погибших защитников по ведению бизнеса.

Первая заявка не прошла. Но экспертный совет довольно тщательно расписал ошибки, которые допустил предприниматель. И в заявке к следующему конкурсу "Варто 2.0" Логачев, учитывая все замечания, смог получить финансирование – 997 тысяч гривен.

Алексей Логачев показывает экземпляр книги, изготовленной в его типографии/Фото: Тамара Тысячная
Алексей Логачев показывает экземпляр книги, изготовленной в его типографии. Фото: Тамара Тысячная

На эти средства он приобрел современную печатную машину Konica Minolta последнего поколения, которая дает хороший оттиск изображения и обеспечивает высокую скорость печати. Также – компьютерное оборудование с сервером, благодаря которому он наладил внутреннюю сеть. Еще – кондиционер для обеспечения климат-контроля. В правилах обслуживания печатной машины есть требование, что оборудование должно быть в достаточно узком климатическом коридоре и определенной влажности.

"Еще ко мне едет из Кореи уникальный станок для горячего тиснения. Сейчас девушки это делают вручную и смеются, что я не беру с них деньги за фитнес, потому что здесь рукой надо хорошо поработать. К нам придет машина-полуавтомат, которая гораздо быстрее и качественнее будет производить эту продукцию. Я смогу развиваться, брать больше заказов, выполнять их в срок и в высоком качестве", – рассказывает предприниматель.

Новые вливания и планы на расширение

2023 год владелец типографии называет наиболее успешным в своей работе. До получения гранта его оборот составлял примерно 1-1,5 млн грн в год. Средняя прибыль в год – 20-25% от оборота. После установки нового оборудования, которое позволило ускорить работу, оборот увеличился вдвое.

Впрочем, грантовые средства не покрыли всех финансовых планов владельца типографии. Для дальнейшего расширения ему необходимо еще от одного до трех миллионов гривен для организации цеха послепечатной обработки.

"Я хочу серьезно подойти к послепечатной обработке продукции. Это порезка, фальцовка, контурная резка. Это то, на что есть спрос и в чем нет сворачивания рынка, а наоборот – прирост. Для цеха нужен целый комплект оборудования: планшетный плоттер, новые гильотины и т.д. Благодаря оборудованию, которое я закупил на грант от ветеранского фонда, я увеличил свой оборот почти вдвое. Из расчета инфляции, роста цен, нарушения логистики на прибыли это не слишком отразилось, она не сильно увеличилась, но увеличилась кризисостойкость моего предприятия и стабильность. Приблизительно то же самое мне должен дать цех послепечатной обработки, потому что эти работы меня тормозят. Я не могу взять больше заказов, чем могут переработать мои девушки. И если я им дам в руки нормальную технику, которая позволит без потери качества увеличить количество продукции, это будет как раз то, что мне нужно. На сегодняшний день это практически главное: качество, скорость и сервис. Это три вещи, которые необходимы, чтобы нормально выжить бизнесу в Украине", – описывает ситуацию предприниматель.

Такое расширение владельцу нужно еще потому, что он хочет минимизировать свое участие в жизни типографии.

"После последней контузии я реально могу работать продуктивно не более 2-3 часов в сутки. Это объективный фактор, который нужно учитывать. Поэтому мне нужно подготовить себе замену и дать девушкам качественный инструмент, чтобы они могли работать. А я имел бы свой маленький процент от дела", – делится планами Логачев.

Изменения на рынке

Сегодня типография "Веда" – это два помещения общей площадью до 100 квадратных метров. Одно из них – полуподвальное и используется также как укрытие. На производстве работают 5 работниц, здесь же находится стол директора и живут две кошки – Бусинка и Лапа. Предприятие производит этикетки, бирки для товаров, журналы, меню, плакаты, календари с фото для детей. Однако спрос на печатную продукцию за 15 лет существования компании изменялся кардинально, и к нему нужно было подстраиваться.

Алексей Логачев и кошка Бусинка, живущая в типографии/Фото: Тамара Тысячная
Алексей Логачев и кошка Бусинка, живущая в типографии. Фото: Тамара Тысячная

"В начале нашей работы популярностью пользовались визитки. Мы их делали в день по 10-15 комплектов. Также заказывали большое количество бумажной рекламной продукции. Интернет тогда не работал, как теперь. И открывавшиеся компании делали рекламные флаера, буклеты, купоны на скидки, клубные карточки. Также я работал с большим количеством малоизвестных авторов. Мы печатали книги очень малыми тиражами, буквально от 10 экземпляров. Очень многим авторам это помогало. С этими экземплярами они уже шли общаться с крупными издательствами, потенциальными инвесторами, представителями власти, – вспоминает предприниматель.

Ориентировочно до 2014 года был безумный спрос на дешевые объявления, отпечатанные на ризографе, который давал низкую стоимость изделия при большой скорости. Но с более интенсивным развитием интернета объявления "перекочевали" в сеть. И спрос на дешевые объявления начал падать. Изменился также спрос на книжно-журнальную продукцию. Начали отходить газеты и журналы, когда-то печатавшиеся огромными тиражами.

"С 2015 года я начал искать специалистов и учить своих девушек делать твердые переплеты. Книга начала переходить в разряд элитной продукции. Человек уже хочет взять в руки хороший продукт. Для меня как для предпринимателя с такими изменениями печать книг на количество прибыли почти не повлияла. Но изменился ценник на нее. Если раньше я делал 500 дешевых книг, то сейчас делаю 50, но дорогих, за почти тот же процент прибыли", – говорит Логачев.

Со сменой конъюнктуры рынка проявились и проблемы с кадрами. По словам мужчины, сейчас большая проблема найти хорошего верстальщика.

"Многие из них не знают, что такое золотое сечение, какими должны быть поля, какого цвета должна быть бумага на детскую литературу, что такое висячая строка, правильно поставленные переносы, какими должны быть межстрочные интервалы. Имею один очень давний пример. Пришли ко мне представители фирмы – магазина элитного паркета. Попросили сделать буклет, мы сделали. Проходит год, приходят снова от этой фирмы, приносят этот старый, потрепанный уже буклетик и просят: "Пожалуйста, повторите мне этот буклет один в один". Оказалось, в их компанию пришло новое руководство. Они заказали буклеты в каком-то модном агентстве. Там им сделали яркие буклеты, но продажи падают. Потом сделали еще в одном месте – тоже ярко, красиво – но продажи все равно падают. Мне же рассказывают: "Вы как-то сделали так, что клиент, когда берет этот буклет, ему интересно". Мы всегда пытались работать так, чтобы помочь клиенту, чтобы наша продукция дала ему возможность зарабатывать, и тогда он возвращается", – отмечает предприниматель.

Особенности сферы полиграфии

Отличительной особенностью полиграфии Логачев называет прежде всего наличие производства, требующего соответствующих технических знаний, ориентации в процессах и этапах изготовления продукции. С другой стороны – это привлечение клиентов и общение с ними, для чего необходимы знания по маркетингу, продажам, хорошие коммуникативные навыки.

"Это тяжело. Например, ни одна типография сама своих книг не продает. Это разные процессы. И вот это сочетание работы на двух рынках совершенно разноплановых накладывает достаточно серьезные вызовы для руководителя. Политика общения с производством – это одно, а с клиентами – другое" , – объясняет особенности отрасли предприниматель.

Кроме того, в полиграфии еще существует очень большая вариативность конечного продукта. К примеру, визитку можно напечатать разными способами: цифровым, офсетным, шелкотрафаретным, тамподруком, флексопечатью, тиснением. Все это – разные технологические цепочки и разные сроки выполнения и стоимость.

"И когда мы работаем с клиентами, мне нужно понять, какая визитка ему нужна, чтобы она работала. А тут без понимания той производственной цепочки не обойтись. Есть вещи, которые в одной цепочке можно сделать, а в другой – нет. Например, полноцветную фотографию сделать шелкопечатью теоретически возможно, а практически – ни один заказчик не сможет рассчитаться за эту работу. А еще есть сочетание разных технологий, когда визитка делается и цифровой печатью, и тиснением. А еще туда можно добавить шелкотрафарет. Этим и интересна полиграфия. Я не знаю, какой бизнес может сравниться по вариативности с этой отраслью. Это многослойный, многоступенчатый, интеллектуальный бизнес", – говорит предприниматель.

Одно из производственных помещений типографии/Фото: Тамара Тысячная
Одно из производственных помещений типографии. Фото: Тамара Тысячная

Кроме финансовых вливаний и особенностей отрасли, предприниматель не может назвать других глобальных затруднений. Однако вспоминает, как нелегко было раньше. Особенно в период с 2010 по 2014 год, в годы президентства Виктора Януковича. Его предприятие, в частности, проверяли на наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для дизайна продукции, которого предприниматель позволить себе просто не мог.

"Тогда самой большой проблемой была безумная коррупция и давление государственного аппарата. Если бы в то время стоимость этого программного обеспечения я учитывал в стоимости продукции, я просто не был бы конкурентным на рынке. Но приходили с проверками и говорили: "у вас нет лицензионной наклейки" и выписывали штраф. Их суммы были такие, что мне иногда казалось, что придется продать все до трусов, чтобы его заплатить. Еще один пункт – противопожарные меры. Я когда прочитал все необходимые условия, то понял, що в реале их воплотить в жизнь в небольшой типографии просто невозможно. А к тебе приходит пожарный, каждый месяц, как на работу, и говорит: "Нужно устранить недостатки". Так было очень тяжело работать", – вспоминает бизнесмен.

С 2014 года предприниматель перестал платить таким "визитерам".

"Приходить и требовать ко мне не перестали. Но я просто отказывал. Потому что понимал, что дожать меня уже невозможно. Да, я потерял некоторых очень интересных заказчиков из государственных структур, среди серьезных предприятий. Зато я спокойно работаю", – говорит Логачев.

Реклама и конкуренты

Об издательстве "Веда" потенциальные клиенты узнают из страницы издательства в Facebook, рекламы в винницких интернет-изданиях и благодаря рекомендациям.

"Для такого малого предприятия, как мое, самая лучшая вещь – сарафанное радио. Фирма считается стабильной, если 70% ее клиентов – это постоянные заказчики. У меня таких – до 80%. У меня очень хорошие связи в полиграфии. Эта отрасль большая, но я знаю, кто и что делает, как делает. Например, один молокозавод печатает у меня этикетки, и есть у них еще заказ, который я на своем оборудовании сделать не могу. Но им проще – даже с моей наценкой – заказать через меня. Потому что я профессионально подойду к вопросу и они на выходе, не имея головной боли, получат качественный продукт. Это и есть корпоративное обслуживание – все вопросы по полиграфии я своим клиентам закрываю", – говорит Логачев.

Других игроков в сфере полиграфии предприниматель не называет конкурентами, а только коллегами. Уверяет, что может попросить их об услуге – например, напечатать его заказ без очереди. Но и сам идет на уступки, если его просят сделать скидку.

По его словам, емкость рынка полиграфии в Украине достаточно велика. И каждое предприятие может занять свою уникальную нишу в нем и закрепиться.