Книжные магазины против издателей. Как российские книги разрушали доверие между ними
В последнюю неделю снова началась дискуссия о том, как работает книжный рынок в Украине. Ее запустил Дмитрий Феликсов, основатель книжного магазина Readeat своими мыслями о том, как должна работать отрасль и как издатели должны продавать книги.
LIGA.net пообщалась с двумя известными издателями о том, как работает рынок продажи книг, и подготовила краткий обзор этого.
Существует ли общая мировая модель продажи книг?
Владелец издательства "Наш Формат" Владислав Кириченко в комментарии LIGA.net говорит, что универсальной модели нет.
"За рубежом другие традиции и другие социально-экономические реалии. Поэтому издатели преимущественно занимаются издательством, а дистрибуцию преимущественно отдают на сторону. Но никто им не запрещает иметь свои магазины, онлайн и офлайн. В Украине – другие реалии. Очень маленький рынок, сравнительно мизерные тиражи. И если издатели – речь о средних и больших – отдадут всю дистрибуцию на сторону, то просто не выживут. Мы это уже проходили", – рассказывает Кириченко.
В Украине, в отличие от Европы, некоторые издатели до половины тиражей реализуют самостоятельно. Через онлайн-продажи или собственные интернет-магазины. Часть отдают на реализацию дистрибуторам – книжным магазинам, сетям, оптовикам, интернет-магазинам.
По словам Кириченко, книжные магазины выполняют больше функцию продажи атмосферы вокруг приобретения книги. Ибо значительная часть читателей хочет подержать книгу в руках перед покупкой. Для этого у "Нашего Формата" есть свой клубный книжный магазин в Киеве.
Владелец издательства "Фолио" Александр Красовицкий в комментарии LIGA.net приводит свои аргументы, почему издательства больше заинтересованы в распространении книг без посредников.
Дело в том, что продажа книг издательством – это самый удобный сервис для читателя. Само издательство знает тираж. Издательство может продать книгу заранее, потому что знает срок, когда она должна выйти из печати. Издательство имеет возвраты из книжных магазинов, поэтому может допродать старые тиражи. У издательства стоки бракованной продукции. Ее нужно продать, а книжные магазины ее не возьмут.
Поэтому если кто-то хочет решить вопрос, запретив издательствам продавать книги самостоятельно, он должен отрегулировать проблемы, возникающие при таком запрете. И главное: вся дискуссия не учитывает еще одно звено продажи книг.
В Украине авторы очень активно продают свои книги с автографами. Они покупают их у издательств и продают дальше. Это серьезная часть тиражей. К примеру, писатель Макс Кидрук ездил в туры и продавал свои книги, которые издавал "Клуб семейного досуга". А потом смог основать свое издательство, чтобы продавать книги самостоятельно.
Как россияне создали недоверие между украинскими издательствами и книжными магазинами?
По словам экс-президента ОО "Форум издателей" Александры Коваль, к началу 2014 года пропорция импорта в украинских книжных торговых сетях составляла 80% на 20%. 80% – российского производства, 20% – украинского, включая русскоязычные издания.
Кириченко из "Нашего Формата" рассказывает, что книготорговые сети и топ-интернет-магазины годами выкручивали руки украинским издателям. Именно поэтому они были вынуждены развивать свою систему распространения книг и строить отношения с читателями, избегая посредников.
"После событий Революции Достоинства, в 2014 – 2016 годах произошел первый ренессанс украинской книги, когда российские издатели испугались и почти исчезли с рынка. Но в 2017-2021 годах все начало возвращаться на уровень 2013 года – благодаря дистрибуторам, которые упорно хотели зарабатывать на российской книге", – говорит Кириченко.
По его оценкам, за последние годы перед началом полномасштабного вторжения российские издатели занимали 60-70 процентов книжного рынка Украины. В этом им всячески способствовали украинские дистрибуторы.
Несмотря на то, что в 2016 году парламент принял закон 1780-VIII о запрете ввоза на территорию Украины книг из России, объем российских книг в Украине не сильно сократился. Александр Красовицкий из "Фолио" говорит, что российские издатели смогли приспособиться к изменению условий. В 2021 году, накануне полномасштабного вторжения, у них было существенное представительство на книжном рынке Украины. Российские издательства через своих дистрибуторов создавали "мягкие условия" для книжных магазинов. А те с удовольствием брали на реализацию российские книги.
В 2020 году Государственное агентство по телевидению и радиовещанию запретило ввозить в Украину 230 книг. В 2021 году таких российских книг было 73.
Как ситуация изменилась после февраля 2022 года?
В 2022 году россияне ушли с украинского книжного рынка. Владислав Кириченко из "Нашего Формата" говорит, что рынок продаж украинских книг вырос примерно в 1,5 раза. Некоторые крафтовые издательства увеличили объемы в 3-5 раз. А типографии были перегружены печатью украинских книг.
"Книжная отрасль – одна из немногих, которая выстояла в войну и продолжает развиваться", – констатирует Кириченко.
Александр Красовицкий из "Фолио" отмечает, что не почувствовал роста доходов из-за экономического кризиса. Часть людей потеряла дома, уехала за границу. Поэтому общий вал продаж упал.
"Есть значительная часть издательств, которые нарастили производство, но это не все. Себестоимость книг выросла существенно, но средний тираж у нашего издательства не вырос. У нас очень существенно выросло количество названий книг, которые мы сейчас выпускаем. Поэтому увеличился объем продаж. Однако дополнительного дохода нет, потому что мы потеряли часть рынка, на котором деньги давало государство. Потому что из-за войны государство не заказывает книги в библиотеки", – рассказывает Красовицкий.
Но на рынке почти не осталось российских издателей. Они все еще есть, продают остатки. Все еще есть пиратство, завезены сюда на реализацию книги. Потому что не приняты подзаконные акты к президентскому закону, запрещающему продавать продукцию российских издательств.
Соответствующий Закон 2309-IX был подписан президентом в июне 2023 года. Он предусматривает дотации магазинам. Но он был принят во время войны. На 2023 год денег на его реализацию в бюджете не было запланировано.
"Безусловно, этот закон поспособствует развитию не только книжных магазинов, но и всей отрасли, потому что увеличит товарооборот между покупателями и продавцами. Это даст толчок к открытию новых книжных магазинов, люди не будут бояться их открывать", – говорит Красовицкий.
Что говорят книжные магазины?
Алексей Эринчак, владелец магазина "Сенс", в комментарии LIGA.net говорит, что издатели действительно могут отказать книжному магазину в какой-то части тиража книг. Но менеджмент книжного магазина никогда не спрашивает подробностей, из-за чего это произошло.
Книжный магазин "Сенс" открылся за два месяца до начала полномасштабного вторжения, но его ассортимент сразу должен был быть без русскоязычных книг. По словам Эринчака, до 2022 года российские издания имели большой спрос в Украине. Поэтому большинство книжных магазинов и продавцов именно за счет продажи российских изданий могли зарабатывать деньги.
"Сенс" имеет концепт книжный магазин-кафе. Если говорить о доходах от продажи книг и кофе или разной пищи, то их пропорция достигает 50 на 50. В разные месяцы по-разному.