Содержание:
  1. Чего хотят протестующие
  2. Что делает Мининфраструктуры Украины
  3. Что происходит на самом деле

Польские перевозчики 6 ноября начали блокировать границу с Украиной. На этот раз польские консерваторы требуют от своей власти изменить ситуацию, при которой украинские водители грузовых фур отбирают рабочие места поляков.

Были перекрыты три пункта пропуска: "Корчева – Краковец", "Хребенное – Рава-Русская", "Дорогуск – Ягодин". Перевозчики обещают проводить блокаду до третьего января 2024 года. А если их требования не будут выполнены, то блокировка границы продлится и дальше.

Сообщество блокирующих уже объединилось в Комитет защиты перевозчиков и работодателей транспортной сферы и активно анонсирует новые этапы блокады у себя на странице в Facebook.

По политическим мотивам за помощь транспортникам взялась политическая партия "Конфедерация", которая является правоконсервативной и очень не любит Украину. Политику правящей партии "Право и Солидарность" по этому вопросу она называет восточным мессианством, а не защитой интересов Польского государства.

О вопросах блокировки границы много написано. LIGA.net исследовала ситуацию и тезисы, с которыми выступают поддерживающие блокаду консервативные поляки.

Чего хотят протестующие

Партия "Конфедерация" возглавила протестное движение против украинских перевозчиков. Вокруг нее объединяются польские перевозчики и предприниматели.

Главное требование – это возврат к положению вещей, которые были до начала полномасштабного вторжения. С июня 2022 г. украинские перевозчики могут осуществлять перевозки без разрешений от стран ЕС. До начала полномасштабной войны украинские компании получали от польского правительства 160 тысяч разрешений в год.

По словам польских перевозчиков-активистов, в этом году украинские компании уже совершили 880 тысяч перевозок через границу Польши. А к концу года эта цифра составит 1,2 миллиона перевозок. То есть объем перевозок увеличился в 7,5 раза. Поэтому протестующие поляки требуют от польских властей вернуть коммерческие разрешения, действовавшие до начала полномасштабного вторжения.

Они также требуют остановить лицензии для компаний, созданных после начала полномасштабного вторжения. Их аргумент в том, что такие компании контролируются, как говорят поляки, "украинским бизнесом с большим капиталом". Поэтому маленькие семейные польские бизнесы проигрывают конкуренцию.

Предпринимательница Эдита Озигала делает акцент на том, что транспортные перевозки в Польше составляют 7% ВВП страны. В то время как сельское хозяйство – только 3%. Добыча полезных ископаемых – 5%.

Занятость людей в транспортной сфере составляет 6,5% по стране. Поэтому бизнес транзитных перевозок критически важен для Польши. А банкротство местных перевозчиков приведет к значительной безработице.

Министерство инфраструктуры Польши обнародовало полный список требований протестующих. Среди них возврат разрешений для украинских перевозчиков; ужесточение требований перевозок в рамках ЕКМТ (сертификатов Европейской конференции министров транспорта); запрет регистрации в Польше компаний с капиталом из стран вне периметра ЕС; получение доступа к украинской системе "Шлях", где регистрируются мужчины, имеющие право выезда за границу (большинство из них – водители); отдельные очереди для машин из ЕС в системе єЧерга; выделение отдельных очередей для порожних авто.

Что делает Мининфраструктуры Украины

LIGA.net обращалась в Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины за комментарием, но не получила его "из-за высокого спроса на комментарии и невозможности его оперативно проработать".

Коммуникацию от учреждения ведет заместитель министра Александра Кубракова  Сергей Деркач. Он периодически проводит стрим на личной странице в Facebook, пытается предоставить какую-то информацию о ходе событий и позиции министерства.

В одном из стримов он заявил, что принципиальной позицией Украины является продолжение безразрешительной системы пересечения границы. По словам Деркача, требования польских перевозчиков абсурдны, потому что они требуют, чтобы именно Украина обратилась в ЕС за возвращением разрешений.

Переговоры продолжаются. Как с польскими властями, так и с перевозчиками. Встречи, которые проходили во вторник, 14 ноября, не принесли результатов. Следующий раунд переговоров состоялся в четверг, 16 ноября, и тоже безрезультатно. Наши власти не хотят отказываться от транспортного безвиза, который действует до 30 июня следующего года, а протестующие продолжают настаивать на срочном возвращении разрешительной системы.

В Мининфраструктуры LIGA.net рассказали, что министерство предлагало польским перевозчикам компромиссы. Украина предлагала им две очереди, где одна будет для загруженных машин, а другая для порожних. Украина так же сообщила о возможности менять данные в системе єЧерга о тягаче и водителе. Данные о водителе возможно было менять в любой момент, а данные о тягаче, когда сменный находится на территории Украины. Раньше на этом настаивали польские протестующие. 

Но польские перевозчики отказались от таких компромиссов. Они хотят возвращения разрешений, отмены транспортного безвиза, возвращения возможности работать на рынках России и Беларуси, чтобы дальше зарабатывать деньги.

Что происходит на самом деле

Александр Кирилюк, директор департамента международных автоперевозок группы логистических компаний ZAMMLER говорит, что если перманентная блокада границы польскими перевозчиками продолжится, это нанесет большой ущерб украинской экономике.

"Украина не будет получать 60% импортируемых сейчас товаров. Может возникнуть дефицит: начиная от бытовой химии и средств гигиены и заканчивая оборудованием для производства и сырьем. Словом, блокада пунктов пропуска с Польшей чревата большими экономическими проблемами", – пишет Кирилюк в своей колонке на NV.

По мнению Кирилюка, польские перевозчики, если смотреть на их требования в целом, пытаются получить преференции, чтобы нарастить свою долю экспортно-импортных операций с Украиной.

Владелец логической компании "Вантаж+" Юрий Щуклин в комментарии LIGA.net говорит, что посчитать долю польского рынка, которую заняли украинские перевозчики, сейчас невозможно. Но можно представить ее масштаб, если посчитать польские автомобили в очереди на границе и умножить количество суток их простоя. Все время, которое польский автомобиль теряет в нашей очереди, он исключен с рынка Польши, и его место на рынке могут занимать украинские перевозчики.

"Специфика польского рынка такова, что свободных, то есть не обеспеченных грузом польских машин, – там нет вообще. Потому что там был сформирован здоровый баланс между количеством транспорта и количеством груза, о котором Украина может только мечтать. Все их грузы имели свои автомобили, а все автомобили имели свой груз. Но этот баланс нарушен нашими очередями. На место этого транспорта, которого теперь недостает, заходят наши перевозчики и уменьшают доходную часть польских компаний. Сколько времени польские перевозчики простояли в очереди – столько тоннокилометров они не проехали и не получили за это денег. Вот из чего формируется потеря их доходов", – говорит Щуклин.

Требования польских перевозчиков Щуклин считает адекватными в их ситуации. Украинские грузопотоки в Польшу многократно выросли не потому, что мы этого так хотели, а из-за войны. Но последствия для польских перевозчиков, из-за которых изменилась их жизнь, их рынок и быт, вызваны нашими действиями после открытия границ.

"Поскольку большинство польских фирм все равно нанимают украинских водителей, там нет никакой проблемы зарегистрировать в Польше предприятие с нашими автомобилями и водителями. И я лично знаю несколько таких компаний, которые в прошлом году значительно увеличил автопарк. А сейчас, когда в Украине для него нет грузов, начали перерегистрировать эти автомобили на знакомых поляков и создавать фирмы. И эти автомобили уже с польскими номерами, фирмы формально из ЕС", – рассказал Щуклин.

Участники рынка, опрошенные LIGA.net, отмечают: проблема в том, что украинское Мининфраструктуры пытается договориться с Мининфраструктуры Польши. Но оно не имеет рычагов влияния на активистов блокады. Лозунги протестующих просты и эмоциональны: "Иностранцы отбирают нашу работу!"

Переговоры проходят так: украинские, европейские и польские чиновники нарабатывают, по их мнению, кмпромиссные варианты. Затем польские власти озвучивают предложения активистам транспортной блокады. А те их отвергают.

В этой ситуации любое рациональное предложение польских властей будет натыкаться на конспирологические возражения. Также польские фермеры негативно воспринимали договоренность польского и украинского Минагро разрешить транзит украинского зерна без права реализации в Польше. Просто не верили, что чиновники обеспечат исполнение этой договоренности.