Содержание:
  1. Нефтяной потолок
  2. Как обойти санкции?
  3. Куда направились нефть и газ?
  4. Энергетическая безопасность Европы
  5. Что с Россией?
  6. Что дальше?

Впервые было опубликовано в феврале для подписчиков

Первые санкции в отношении России были приняты еще в 2014 году. Для ЕС это стало началом пересмотра внешней политики, поскольку в 2008 году российско-грузинская война, осужденная в резолюциях и заявлениях, не вызвала наложения ограничений.

С 2022 года ограничения значительно расширились, став более жесткими, направленными на нанесение вреда агрессору. ЕС принял 13 пакетов санкций с февраля 2022 года, продлив их действие на шесть месяцев в январе этого года.

Санкции и экспортный контроль внедрены коалицией из более чем 30 стран, охватывающих 50% мировой экономики. Ряд государств не поддержали односторонние ограничения относительно России – среди них Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Израиль, Саудовская Аравия. Турция, которая является членом НАТО, и Сербия, кандидат в члены ЕС, — тоже не присоединились.

Наложение санкций в 2022 году делится на несколько этапов. На первом этапе сдерживания (ноябрь 2021 – 20 февраля 2022 года) проходили дипломатические переговоры.

Второй этап начался с признания Москвой независимости "ЛНР и ДНР" 21 февраля. Соединенные Штаты и ЕС приняли в этот же день несколько торговых, финансовых и индивидуальных ограничений. Свои санкции объявили Великобритания (22 февраля), Австралия (23 февраля) и Япония (24 февраля). Германия 22 февраля приостановила сертификацию Северного потока-2.

Третий этап начался с 24 февраля.

Санкции против России направлены на достижение трех задач:

  • снизить доход от экспорта сырьевых ресурсов;
  • подорвать военный потенциал России и его способность продолжать войну;
  • нанести значительный вред российской экономике.

В экономической сфере санкции направлены на платежные каналы России (банки и финансовую систему), российские резервы и нефтяные доходы.

Нефтяной потолок

Санкции в отношении горючих полезных ископаемых состоят из двух элементов – запрета импорта и верхней (предельной) цены на продажу.

Ряд стран ввели эмбарго на морской ввоз российской нефти и отдельных нефтепродуктов, с определенными исключениями. ЕС принял первый запрет в июне 2022 года.

Верхняя цена в $60 за баррель нефти (около 159 литров) установлена в декабре 2022 года для уменьшения доходов Москвы. К этому добавилось ограничение для нефтепродуктов: $45 за баррель для нефтепродуктов со скидкой, $100 за баррель премиальных нефтепродуктов. В "коалицию верхней цены" (Price Cap Coalition) вошли страны G7, Австралия, ЕС, ограничения также ввели Норвегия и Швейцария.

Ограничение работает путем разрешения компаниям из стран-членов коалиции предоставлять морские услуги по российской нефти (транспортные, страховые, финансовые) только в том случае, если цена продажи равна или менее $60. Если цена покупки будет превышать предел, применяются санкции.

Верхняя цена фактически представляет собой дисконт (скидку) на российскую нефть благодаря возможности покупателям из третьих стран договариваться о лучших условиях продажи. А около 90% рынка морского страхования занимают компании из стран коалиции.

Сырая нефть приносит 56% доходов от экспорта всех горючих полезных ископаемых России. За год с начала введения ограничений потери оцениваются в 34 млрд евро, или в 14% падения поступлений от экспорта нефти. В первом квартале 2023 года потери достигли пика в 180 млн евро ежедневно, уменьшившись во втором квартале до 50 млн евро, в третьем квартале – до 90 млн евро.

Потеря доходов зависит от мировых цен на нефть и способности коалиции находить и наказывать нарушителей. Цены на нефть последние два года были волатильными: достигали $120 за баррель в июне 2022 года, сейчас колеблются около $80.

Высокие цены в 2022 году были обусловлены тем, что санкции объявлялись с отложенной датой. Это привело к ситуативному увеличению спроса – потребители скупали дополнительные объемы, готовясь к возможному дефициту предложения. Чего в итоге не произошло.

Как обойти санкции?

Эффективность санкций в последнее время ослабляется. Цена во второй половине 2023 года превысила потолок в $60 за баррель, а размер "дисконта" уменьшился. Разница в цене между нефтью марок Brent и Urals составила $40 за баррель в январе 2023 года и $15 во второй половине 2023 года.

Это приводит к постепенному ужесточению правил контроля за экспортом. Возникает вопрос о налаживании мониторинга относительно поставок нефти, расширении ограничений.

На графике — сравнение цен на нефть марки Brent и российский экспорт. В декабре 2022 года введение санкций привело к падению цены. Со второй половины 2023 года стоимость превышает $60 за баррель. Обратите внимание: цена экспорта рассчитывается по стоимости Urals и трубопроводной нефти ESPO.

Путь черепахи. Как работают санкции против нефтегазовых доходов РФ
Источник: Kyiv School of Economics

Россия использует "теневой флот" для экспорта нефти – танкеры из стран, не присоединившихся к санкциям. Это позволяет увеличивать цену продаж. 62% российской нефти были перевезены "теневым флотом" в октябре 2023 года. За год санкций такие танкеры ответственны за 38% всего российского нефтяного экспорта: 47% сырой нефти и 27% нефтепродуктов.

Со второй половины 2023 года наблюдается стабилизация перевозок "теневым флотом" на уровне 65-70% российской нефти.

Еще одна проблема – это использование судов из ЕС и G7 или застрахованных в этих странах. Россия до сих пор полагается на этот способ вывоза. В октябре-ноябре 2023 года треть российской нефти экспортировалась с привлечением провайдеров из стран ЕС или G7.

Ввоз нефтепродуктов из российской нефти является одним из способов ослабления влияния санкций. Сырье перерабатывается в третьей стране, затем следует в пункт назначения. К примеру, Британия импортировала около 3% нефтепродуктов (на 660 млн евро), изготовленных из российской нефти. В США также могла попадать переработанная нефть из России.

Куда направились нефть и газ?

Выгоду от нефтяных ограничений получили третьи страны, покупающие нефть со скидкой. Россия вынуждена искать новых покупателей, для которых дисконт является существенным условием.

Объем экспорта сырой нефти и нефтепродуктов остается на уровне 2022 года. Однако изменились страны назначения. Экспорт сырьевых товаров переориентировался из Европы на Восток.

На графике – объемы российского экспорта нефти по странам назначения. Доля ЕС падала с начала войны, Индия стала одним из главных торговых партнеров.

Путь черепахи. Как работают санкции против нефтегазовых доходов РФ

"Энергетические товары" составляют 2/3 российского экспорта в Китай. Индия увеличила импорт нефти из России на 134% – до 32 млрд евро в год. Всего в страну идет 46% морских поставок нефти. Появились новые рынки сбыта, крупнейшим среди которых является Мьянма: 758 млн евро.

Следует отметить, что переориентация российского экспорта на Восток приводит к большим логистическим затратам. Особенно по сравнению с экспортом трубной нефти в ЕС.

Энергетическая безопасность Европы

Говоря об ограничениях относительно российских энергоресурсов, нужно иметь в виду в первую очередь Европу – одного из главных клиентов России в прошлом. ЕС работает над изменением ситуации. К примеру, план REPowerEU предусматривает устранение зависимости от российского газа до 2030 года.

Эмбарго охватило около 90% импорта нефти из России. Но Европа продолжает закупать российские нефть и газ.

На ЕС приходится 8% экспорта нефти – это третий по объему покупатель после Китая (52%) и Индии (33%). Нефть попадает через море в Болгарию – одно из исключений к санкциям и через трубопроводы в Чехию, Словакию и Венгрию. Один из этих нефтепроводов проходит по территории Украины.

На графике – крупнейшие покупатели российской нефти и газа среди стран ЕС. Во Францию и Испанию газ попадает через LNG-терминалы. Венгрия, Словакия и Чехия получают энергоресурсы через трубу. Эти три страны пострадают в первую очередь в случае остановки транзита через Украину.

Путь черепахи. Как работают санкции против нефтегазовых доходов РФ

ЕС – крупнейший покупатель российского газа через LNG (50% общего объема) и газопроводом (39%).

Хотя санкций против российского газа ЕС не ввел, в декабре 2022 года согласована предельная цена в 180 евро/МВт-ч. Собственно использовать ограничения пока не пришлось, мартовские поставки обойдутся в 30 евро/МВт-ч. Это эхо энергетического кризиса 2022 года.

Соединенные Штаты запретили импорт российских нефти и газа в марте 2022 года. Сделать это было просто, поскольку страна самостоятельно обеспечивает себя энергоресурсами.

Зато под санкции подпадают компании и энергетические проекты. К примеру, проект по производству сжиженного газа Arctic LNG 2 попал под ограничения от США.

Что с Россией?

Ужесточение санкций зависит и от состояния экономики России, ведь целью является подорвать возможность ведения войны.

В 2023 году экономика России показала рост в 3,6%, выше прогнозов. Драйверами роста являются военная и связанная с войной промышленность, а также строительство. Внутренний спрос подпитывают фискальные стимулы, на которые пришлось 10% ВВП в 2022-2023 годах.

Курс рубля после резкого падения в феврале 2022 года удалось стабилизировать, валюта постепенно обесценивается. По сравнению с октябрем 2022 года рубль потерял около 40% ценности по отношению к доллару. Правда, это приводит к интересному эффекту – девальвация позволяет поддерживать бюджетные поступления в условиях падения долларовой выручки от экспорта нефти.

Помимо смены стран для экспорта полезных ископаемых, произошло и изменение происхождения товаров для импорта. Ими стали Китай и Индия.

На графике – импорт из Китая и Индии в Россию значительно вырос, в то время как из ЕС, США, Британии и Японии – упал. Источник – The New York Times.

Путь черепахи. Как работают санкции против нефтегазовых доходов РФ

Что дальше?

Эффективность нефтяного потолка действительно зависит от усилий членов коалиции по соблюдению санкций.

Усовершенствование мониторинга и выполнение ограничений по максимальной цене должно стать одной из приоритетных задач. Остаются "дыры", позволяющие обходить санкции, – это и экспорт нефтепродуктов из российской нефти, переработанных в других странах, и "теневой" флот, и вопрос об ограничении банковских операций в случае превышения цены.

Цена российской нефти меняется вместе с мировыми ценами. И возникает вопрос: каким будет дисконт при росте марки Brent, например, за $100 за баррель. Тот же ОПЕК пытается повысить цены из-за сокращения предложения. В случае падения стоимости нефти менее $60 эффект от ограничений исчезнет.

Звучат предложения об ограничении максимальной цены до $30 за баррель. Это должно уменьшить российские доходы еще на 49%. Проблема останется той же – мониторинг и выполнение санкций.