Содержание:
  1. Трендсеттер Европы
  2. Закрытые данные
  3. Ограниченный доступ
  4. Переоткрытие

До недавнего времени Украина занимала лидерские позиции по открытию данных в Европе: сервисами на их основе ежемесячно пользовалось 7 млн украинцев.

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

Бизнесы по обработке "новой нефти" активно росли. Но нападение России все изменило: уже 24 февраля доступ к Единому государственному веб-порталу открытых данных Украины и местным порталам отдельных городов временно ограничили, чтобы враг не смог использовать информацию из них против Украины.

Как бизнесы вокруг открытых данных справляются, пока реестры "под замком", и стоит ли ожидать их открытия до окончания войны?

Трендсеттер Европы

В опубликованном в конце 2021 года рейтинге Open Data Maturity 2021 Украина заняла шестое место среди 34 стран Европы. За год наша страна преодолела 11 позиций в рейтинге и закрепилась в статусе трендсеттера стран Европы: уровень зрелости сферы открытых данных в Украине составляет 94%, в то время как в других европейских странах – в среднем 81%.

Реестры закрыты. Что будет с Open Data бизнесом, который оказывал услуги для 7 млн человек
Украина в рейтинге Open Data Maturity 2021

Динамическое развитие относительно новой отрасли привлекало к себе все большее внимание бизнеса. В 2021 году, согласно исследованию Офиса эффективного регулирования (BRDO), в Украине было около 62 сервисов на основе открытых данных, которыми ежемесячно пользовались до 7 млн украинцев – а это около 23% украинских интернет-пользователей. Для сравнения, в 2019 году исследователи насчитали около 32 таких сервисов.

Наиболее популярными были сервисы в сферах конкурентной разведки (ими пользовалось до 2,7 млн человек), медицины (до 1,9 млн) и общественного транспорта (до 1,3 млн).

Объем рынка открытых данных в 2020 году составил от 0,62 до 1,19% ВВП ($960 млн – 1,85 млрд), свидетельствуют данные исследования Киевской школы экономики.

По разным сценариям в 2025 году общий рынок открытых данных в Украине мог бы достичь от 0,78 до 2,08% ВВП, говорит LIGA.net Михаил Корнеев, руководитель экспертной группы развития сферы открытых данных Министерства цифровой трансформации. Согласно амбициям Минцифры, к тому времени Украина должна была оказаться в тройке мировых лидеров в области открытых данных.

Закрытые данные

Однако нападение России заставило пересмотреть планы: уже 24 февраля закрыли онлайн доступ к единому государственному веб-порталу открытых данных. По словам Корнеева, на момент закрытия на нем было сосредоточено около 45 000 наборов данных от более 5 000 распорядителей информации со всей Украины. 13 апреля доступ к своим данным также временно ограничило Министерство юстиции.

Несмотря на значительную пользу в относительно мирное время, в условиях полномасштабной войны открытые данные – скорее разновидность современного оружия, объясняет представитель Минцифры.

Во время войны открытую информацию можно использовать для разведки на основе открытых источников информации.

"Страшно представить возможные последствия от того, что в открытом доступе есть перечень и адреса предприятий области и та попадает в оккупацию", – объясняет опасность Екатерина Онилиогву, независимый эксперт в сфере открытых данных.

После обращения со стороны государства, "заблюрить" в своих сервисах персональные данные о физических и юридических лицах согласился ряд бизнесов, работающих с открытыми данными и имеющих архив. Например, аналитический сервис YouControl закрыл данные о местонахождении людей и компаний, данные деклараций субъектов декларирования, рассказал LIGA.net его основатель и СЕО Сергей Мильман.

90-95% того объема информации, которая была доступна публично на 24 февраля, сейчас отсутствует в виде открытых данных, утверждают опрошенные LIGA.net участники рынка.

Часть украинских сервисов на открытых данных работает исключительно на грантовые средства и добровольные пожертвования, но многие построили вокруг "новой нефти" свои бизнес-модели. Сейчас бизнес на данных вынужден мириться с отсутствием актуальной информации и оттоком клиентов:

"С начала активной фазы войны выручка компании упала в десять раз", – констатирует Мильман.

В ІТ-компании LIGA ZAKON также уже ощутили последствия войны и отток клиентов: "Некоторые компании закрылись и вынуждены были отказаться от использования LIGA360, некоторые сокращали количество рабочих мест. Приблизительно 25-30% наших пользователей полностью прекратили коммерческий период использования. Наибольший отток из оккупированных сейчас территорий", – объясняет  LIGA.net коммерческий директор LIGA ZAKON Анна Мороз.

Другие сервисы, с которыми общалась LIGA.net, также сообщают о потерях, однако объективных подсчетов пока предоставить не смогли.

Ограниченный доступ

Доступа к актуальным данным из госреестров сейчас нет даже у государственных структур, поэтому вынуждены искать решения для проверки информации на рынке частных сервисов, сообщили LIGA.net несколько участников рынка.

При этом найти исторические данные до 24 февраля о том или ином предприятии, в том числе оборонном, вообще не сложно, ведь они остались в десятках сервисов, удивляется эксперт по вопросам открытых данных, координатор инициатив OpenUp Ukraine Надежда Бабинская-Верная:

Но нарушается одно из прав человека – о доступе к публичной информации, и упускается возможность следить за прозрачностью закупок и уровнем коррупции

10-15 сервисов смогли несколько смягчить удар, получая данные из реестров, которые ведет Минюст с помощью частного АРІ (интерфейса прикладного программирования) на платной основе, поясняет LIGA.net Ярослав Гарагуц, разработчик системы анализа открытых данных правления ГО Save Dnipro.

Часть сервисов получают информацию ЕГР и реестра недвижимости на основе официальных договоров, заключенных с администратором реестра – ГП НАИС. Это платная услуга. Некоторые бизнесы пользовались ею еще до войны – из-за удобства подключения к АРІ. Другие брали данные непосредственно с портала ЕГР. 

"Это позволяет нам показывать эти данные онлайн. То есть, на сегодняшний день YouControl фактически заменяет главный источник официальной информации Минюста", – объясняет Мильман из YouControl.

Также, по его словам, сегодня работают еще некоторые реестры, в том числе и налогоплательщики. Все остальные не работают, поэтому сервисы показывают только архивные данные.

Как отметили в LIGA ZAKON, компания в рамках поддержки госорганов и судебной власти бесплатно предоставила доступ к системе LIGA360 для более шести тысяч рабочих мест – сотрудников судов, министерств, ведомств.

Гарагуц из Clarity Project отмечает, что публичная информация должна обнародоваться в машиночитаемом формате, бесплатно и без посредников, иначе это полностью противоречит концепции открытых данных.

"Война заставила целую отрасль откатиться к 2014 году (концепцию ввели в законодательство в 2011 году. – LIGA), когда открытые данные в Украине существовали разве что на уровне концепции", – говорит он LIGA.net. На днях Гарагуц объявил официальную смерть открытых данных в Украине.

Он посчитал, что исходя из прогнозов по экономическому эффекту открытых данных, за три месяца войны Украина могла бы получить $22 млн: "Но не получила, благодаря тому, что данных у нас больше нет".

Переоткрытие

"У нас не было много времени думать, какую информацию и каким образом оставлять, а какую изымать из общего доступа", – объясняет Корнеев из Минцифры и убеждает, что такая фаталистичность – преждевременна: отрасль открытых данных никуда не исчезла и не исчезнет, более того, даже во время полномасштабной войны запускаются новые сервисы, например [платформа по выявлению скрытых российских и беларуских активов] RuAssets или [приложение для проверки физлиц на блокпостах] ТиХто.

LIGA360 и YouControl сообщили, что за последний месяц наблюдают постепенное восстановление рынка и оживление пользовательской активности.

Следовательно, все больше бизнесов и активистов призывают правительство вернуть доступ по крайней мере к части открытых данных до того, как закончится война, ведь открытые данные – обязательно условие интеграции в Европу, получение дальнейшей поддержки, возможности внедрения реформ.

Ведь как международные организации, фонды помощи, доноры смогут оказывать помощь, не понимая, кто ее просит, а инвесторы вкладывать в то, чего не знают? Как органы власти будут выполнять постановление правительства, которым запрещены какие-либо трансакции с контрагентами с "российским следом"?

"Следует взвесить, какая информация потенциально опасна для Украины, для армии, для граждан. Отделить ее и прописать, почему она закрыта. И определить, какие из данных должны быть открыты, несмотря на войну", – убежден Алексей Иванкин, CEO и основатель проекта Opendatabot.

Открытые данные станут одним из столпов послевоенного восстановления Украины, обещает Корнеев из Минцифры. По его словам, министерство работает над изменениями в законодательство, чтобы расширить перечень наборов данных, которые должны быть опубликованы в форме открытых данных и необходимы для восстановления: в частности, данные о разрушениях, военных преступлениях, поступлениях и использовании гуманитарной помощи и т.д.

Также он анонсировал постепенное возобновление работы портала открытых данных:

"Информацию, которая не может повредить интересам национальной безопасности Украины, планируем начать публиковать примерно в середине, возможно в конце лета", – сообщил он.