Содержание:
  1. Саперное прошлое
  2. Новые вливания средств
  3. Восстановление рынка
  4. Нехватка кадров
  5. Перспективы отрасли

Строительная отрасль в Украине сейчас переживает не лучшие времена, а с ней и смежные направления. Но некоторые услуги пользуются популярностью. Это демонтажные работы и разбор строительных завалов.

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

О специфике работы в этом направлении и общей ситуации на рынке LIGA.net рассказал основатель ООО "ДартСтройУкраина" Артем Кондратюк.

Саперное прошлое

До того как стать предпринимателем, Артем Кондратюк служил в Государственной службе по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), где 8 лет проработал командиром группы разминирования. В 2016 году ушел на пенсию по выслуге лет, имея статус участника боевых действий. В 2017 году с компаньоном открыли бизнес по предоставлению в аренду специальной строительной техники – самосвалов, экскаваторов, подъемных механизмов.

Начинали предприниматели с одного старого экскаватора стоимостью $25 000, в который вложились поровну. Стартовый капитал состоял из сбережений компаньонов и средств, вырученных от продажи собственных автомобилей.

"Это недорого. Новая техника такого типа стоит $80 000-$100 000. Наш экскаватор был старенький – 2004 года. К тому времени ему уже было 13 лет", – говорит предприниматель.

В настоящее время автопарк предприятия насчитывает 9 единиц спецмашин. Пополняли его предприниматели также бывшей в употреблении техникой. А это влечет за собой необходимость постоянного вложения ресурсов в ее ремонт.

Артем Кондратюк/Фото надане героєм
Артем Кондратюк / Фото предоставлено героем

"Например, колеса – они на объектах режутся и прокалываются постоянно. Они ездят по болотам, кирпичам, камням, остаткам стен, где могут быть остатки металлических фрагментов, арматуры и т.д. Бывают такие повреждения, что колесо непригодно к дальнейшей эксплуатации. Заднее колесо для замены стоит примерно 35 000 гривень, переднее – 20 000-22 000", – описывает необходимость расходов предприниматель.

Вместе с тем вкладываться в новую технику в начале развития бизнеса предприниматель тоже не советует. Учиться и совершать ошибки лучше на старой. Более того: при неумелом использовании новую технику можно быстро довести до состояния уже использованной и изношенной за год. Поэтому опыт работающего на ней имеет определяющее значение.

"В этом бизнесе лучше начинать со старой техники. В процессе обязательно будут возникать проблемные вопросы и их лучше учиться решать с ней. Когда станут известны риски, понимание, какие требования предъявлять к оператору этой техники, тогда можно покупать новую. Брать новую технику со старта также можно, если ты уже работал в этой области и являешься специалистом", – рассказывает особенности бизнеса предприниматель.

Новые вливания средств

В этом году компания Кондратюка получила средства – почти 1 млн грн – в рамках программы "Варто 2.0" от Украинского ветеранского фонда. Грантовая программа предназначена для ветеранов и членов семей погибших защитников по развитию собственного дела. За них предприниматели приобрели гидравлический молот и гидравлический бур, расходные материалы и запчасти для экскаватора.

"Гидромолот монтируется к экскаватору вместо ковша и работает как перфоратор. Например, нужно разобрать завал. Экскаватором это очень трудно сделать, а в некоторых случаях – нереально, если нет гидромолота. За счет этого увеличивается функциональность машины и есть возможность расширить спектр своих услуг", – объясняет бизнесмен.

Читайте также

Сейчас техника предпринимателя работает в Ирпене, Макарове, Буче Киевской области. Разбирают завалы поврежденных обстрелами домов. Здесь компания Кондратюка работает как субподрядчик в финансируемом ООН проекте. Объекты отрабатывают целыми улицами.

Восстановление рынка

Предприниматель рассказывает, что в этом году объем работ увеличился и рынок, наконец, оживился, в отличие от прошлого, 2022 года, когда заказов практически не было. Рынок сильно просел.

Совсем другая ситуация была до полномасштабного вторжения. Тогда рынок был перенасыщен, у компании было много заказов.

"Мы со своей техникой не справлялись, брали дополнительную в аренду. Инвесторы вкладывались в строительство, потому что была перспектива. Сейчас это проводится под эгидой доноров. Заказов от коммерческих компаний нет. Если раньше рынок держался на инвесторах, то сейчас инвестор еще думает – строить ли нет", – описывает предприниматель ситуацию.

Однако, несмотря на то, что рынок только восстанавливается, конкурентов в этой области хватает.

"Сейчас возле нашей базы через один адрес – все в технике такой же, как и у нас", – говорит предприниматель.

С конкурентами они уживаются хорошо, уверяет Кондратюк. Так было и до полномасштабной войны. Клиентов искали разными способами: оклеивали экскаваторы номерами телефонов, запускали рекламу в интернете, находили клиентов через тематические группы в соцсетях. Также менеджер компании мог сам обзванивать клиентов, предлагая свои услуги.

До повномасштабної війни компанія Артема Кондратюка здебільшого  виконувала роботи по демонтажу будівель/Фото надано героєм
До полномасштабной войны компания Артема Кондратюка в основном выполняла работы по демонтажу зданий / Фото предоставлено героем

Стоимость аренды техники в день составляет в среднем от 8000 до 12 000 грн. Но для каждого заказа стоимость рассчитывается индивидуально, потому что учитывается сам вид работы, ее сложность, место.

Нехватка кадров

В компании Кондратюка до войны работало 15 человек, сейчас – шесть. В общем, команда делилась на офисных сотрудников и тех, кто работал на технике. В офисе находилось руководство, менеджер, бухгалтер. Однако сейчас компания начинает испытывать дефицит кадров из-за мобилизации мужчин, которая начинает сказываться на работе.

"Сейчас мы можем рассчитывать на человека с инвалидностью, или мужчину за 60 лет, или многодетного отца. У нас была ситуация, когда водитель выезжал с базы на объект, а его ТЦК сняло с машины. Мы тогда выкрутились, пообещали, что он придет позже. Где работаем как подрядчики в проекте от ООН, берем удостоверение о том, что работники выполняют важную задачу по демонтажу зданий. Но думаю, что это – до поры до времени. И наибольший риск сейчас – это действительно кадры. Ведь ты берешь человека, учишь его, он вливается в коллектив, привыкает к технике, а завтра ему пришла повестка и человека нет", – жалуется мужчина.

На вопрос, чем бы государство могло помочь в его отрасли, предприниматель отвечает однозначно: снизить налоги на зарплату.

Эффективная ставка налогообложения доходов наемных работников составляет 34%. Большую налоговую нагрузку на оплату труда признают и в Верховной Раде, и в Офисе президента.

Перспективы отрасли

Сейчас опыт Артема в саперных работах не влияет на приток клиентов: разминированием объектов занимается не он. Прежде чем его работники приступят к работе, объекты обследуют саперы и выдают соответствующий акт. Однако он не исключает, что это его умение станет конкурентным преимуществом в будущем, когда после окончания войны работы по разбору завалов станет больше в разы.

"У нас будет хорошее сочетание: у компании будут работники, имеющие опыт работы на спецтехнике и в разминировании. И на будущее я вижу в этом перспективу. В тендерах, например, могут быть условия, чтобы в штате был специалист по разминированию", – предполагает предприниматель.

Впрочем, по его словам, объем будущих работ сейчас не берется прогнозировать никто. Обстрелы городов продолжаются, и каждый месяц количество разрушенных построек только увеличивается.

"Все зависит от того, какие решения будут принимать власти: какое будет финансирование и что будет с теми городами. Может, построить новый населенный пункт будет проще, чем восстанавливать разрушенный. Сейчас по разминированию говорят о 50-70 годах, да и то – это приблизительные цифры", – говорит предприниматель.

Но о расширении своей фирмы по окончании войны Артем думает уже сейчас. В его планах – увеличить автопарк до 20 единиц техники. Для ее обслуживания нужно будет нанять дополнительно механика, логиста и водителей.

"Если мы до сих пор разбираемся с Ирпенем, Бучей, то есть Киевским регионом, то можно только представить в дальнейшем перспективу на других территориях. Если будут заниматься их восстановлением, то работы будет много и для всех", – говорит Кондратюк.