Содержание:
  1. Битва проектов: отличия и трактовки
  2. Тень Офиса президента. И при чем здесь Татаров
  3. Как ситуацию оценивают те, кого хотят перезагрузить
  4. Бизнес за независимость БЭБ, но не только

Верховная Рада 23 февраля не поддержала в первом чтении правительственный законопроект №10439 о перезапуске Бюро экономической безопасности (БЭБ). "За" проголосовали 222 депутата при необходимых 226.

Кабмин на фоне реакции послов G7 изменил свою позицию о переаттестации работников БЭБ. Теперь правительственный законопроект будет доработан до второго чтения, чтобы полностью выполнить рекомендации международных партнеров.

Власти не смогут этого избежать, потому что перезапуск БЭБ – один из маяков Международного валютного фонда (МВФ). Его следует выполнить до конца июня 2024 года.

Орган, который должен заботиться об экономической безопасности государства, с апреля 2023 года работает без полноправного руководителя. Тогда Кабмин уволил директора БЭБ Вадима Мельника по собственному желанию. Обязанности директора сейчас выполняет один из заместителей – Андрей Пащук.

Справка
БЭБ создали в 2021 году вместо Налоговой милиции. После реформы орган должен отойти в ведение Министерства финансов.
В поле зрения Бюро — прежде всего нелегальные производители и схемы по уклонению от налогов. На данный момент Бюро укомплектовано на четверть от необходимого количества сотрудников.

В феврале 2023 года налоговый комитет Рады признал работу БЭБ неудовлетворительной.

Заместитель председателя этого комитета нардеп Ярослав Железняк (Голос) выступает активным критиком Бюро. Он зарегистрировал альтернативный проект закона о перезагрузке вновь сформированного органа, наряду с правительственным. Проект изменений в Бюро представил и бывший спикер парламента Дмитрий Разумков. Есть и другие законопроекты.

Что кроется за планами перезагрузки БЭБ? И почему в Украине никак не завершат создание крайне важного органа экономической безопасности государства – разбиралась LIGA.net.

Битва проектов: отличия и трактовки

Фактически сейчас основные споры относительно Бюро продолжаются вокруг того, как назначать руководителя, а также какова и когда должна быть переаттестация уже набранных детективов и аналитиков.

Относительно избрания директора решают, кто будет в комиссии по его отбору.

Дискуссии также продолжаются вокруг того, следует ли брать на работу в БЭБ бывших налоговиков и налоговых милиционеров. Оппозиция однозначно против этого. Провластные представители и нынешний руководитель Бюро отмечают, что без опыта работы в подобных структурах эффективность новоназначенных будет крайне низкой.

"Я, например, прошел путь от простого оперативника до руководителя подразделения, это разве плохо? Не вижу в этом рисков, скорее всего – наоборот. Поэтому, наверное, не согласен с таким утверждением", – отмечал Андрей Пащук в интервью LIGA.net.

Железняк считает, что власти просто не заинтересованы в перезагрузке и обвиняют в затягивании решения этих вопросов представителей Офиса президента (ОП), который, по его словам, оказывает влияние на нынешнего руководителя Бюро.

"Несмотря на позицию международных партнеров, бизнеса и общественности, власти пытались протянуть в экстренном порядке свою фейковую перезагрузку БЭБ, написанную Татаровым (Олег Татаров, заместитель руководителя ОП. – Ред.) и поданную от правительства. Там, где почти ничего не меняют, а сама перезагрузка БЭБ состоится через год после завершения войны", – отметил Железняк в комментарии для LIGA.net.

В Бюро обращают внимание на то, что законопроект Железняка №10439-2 содержит нормы, позволяющие главе БЭБ единолично назначать себе сколько угодно заместителей, самостоятельно формировать кадровые комиссии, определять порядок набора специалистов.

"Предложение о праве избранного директора назначать себе сколько угодно заместителей, самостоятельно формировать кадровые комиссии, определять порядок набора специалистов. В итоге получим ситуацию, когда команда будет вновь создаваться под одного руководителя, который по своему усмотрению будет формировать весь личный состав", – говорит и.о. директора Бюро.

Читайте также

Тень Офиса президента. И при чем здесь Татаров

Критики правительственного проекта называют властную перезагрузку БЭБ "фейковой".

Ярослав Железняк говорит, что написан он заместителем руководителя Офиса президента Олегом Татаровым. А самой большой проблемой, по его словам, является оттягивание перезагрузки – через год после окончания войны. Железняк рассказывает, что на комитете министр юстиции согласился, что законопроект не отвечает международным требованиям. Но просил проголосовать в первом чтении и "под их честное слово — они доработают текст". Нардепы не поверили.

"Документ в таком виде не пройдет МВФ, ЕС, матрицу G7 и других партнеров. Мы нарушим обязательства и не получим деньги", – говорит Железняк.

Послы G7 не заставили себя ждать с реакцией. Главе Верховной Рады, премьеру и руководителю Офиса президента отправили письмо, рассказывает нардеп. Предостерегают от саботажа реформы БЭБ. Пишут, что переаттестация всех работников БЭБ и назначение новых должна быть прозрачной и урегулированной законом процедурой. А завершиться – через год после того, как назначат нового главу Бюро.

Имя Татарова упоминают и в Центре противодействия коррупции (ЦПК). Именно его называют "куратором всей правоохранительной системы". За выполнение указаний Банковой заместитель председателя ОП гарантирует силовикам "защиту", говорит член правления ЦПК Елена Щербань. Перезагрузка БЭБ может сделать невозможным влияние Татарова.

"Но если просто поставить независимого директора, то ручные люди Татарова останутся, – говорит Щербань. – И будут выполнять указания Офиса президента. Татаров сейчас пытается "съехать" по процедуре переаттестации. Правительственная версия обещает, что ее порядок будет утверждать Кабмин – читайте ОП. Это все равно ручное воздействие".

Для полноценной перезагрузки БЭБ, по ее мнению, требуются три составляющие. Четко определеные сроки переаттестации, правила формирования состава комиссии и международные представители в ней. На уровне закона должно быть определено, что и как проверять. В ЦПК говорят, что без этого аттестация провалится.

На запрос LIGA.net в Офисе пока ничего не ответили.

Министр юстиции Денис Малюська в интервью одному из изданий уже заявил, что ни один из существующих законопроектов о реформировании Бюро не отвечает требованиям партнеров по G7. Но признает: письмо от международных партнеров было, и оно повлияло на позицию Кабмина.

"После появления письма G7 появились новые условия, которых не было до сих пор. И теперь мы получили ситуацию, когда ни один законопроект не отвечает требованиям наших партнеров, если письмо G7 считать также требованиями партнеров", – заявил Малюська.

После неудачного первого чтения правительственный проект отправили на повторное голосование. И его редакция "существенно изменится", обещает глава финансового комитета Рады Даниил Гетманцев (Слуга народа). В частности, в Раде уже получили предложения от Минюста по сокращению сроков аттестации служащих БЭБ.

"Но консультации еще не завершены. Проект явно станет лучше. Он, вероятно, будет рассмотрен в первом чтении до конца месяца", – говорит Гетманцев.

Изменения в "лучшую сторону" ожидает и Железняк. Впрочем, отмечает: "Если их не будет, то мы просто повторим и снова провалим закон".

Как ситуацию оценивают те, кого хотят перезагрузить

БЭБ будет работать в том формате, который определят законодатели. Но чем быстрее произойдут изменения, тем лучше, отмечает в комментарии для LIGA.net и.о. директора Бюро Андрей Пащук.

Эти изменения будут в любом случае, говорит чиновник. Ведомство уже долго без постоянного руководителя. Его назначение – это вопрос не только требований международных партнеров, но и здравого смысла. Как и избрание руководителя по прозрачному конкурсу.

Пащук отстаивает кабминовский вариант отбора руководителя БЭБ, который дублирует положение конкурса на директора НАБУ – три финальных кандидата, избранных при участии международников, одного из которых назначает Кабмин.

"Это уже проверенная и одобренная партнерами модель", – говорит чиновник.

Железняка, автора альтернативного законопроекта, Пащук считает предубежденным.

"К сожалению, народный депутат полностью игнорирует какие-либо результаты работы Бюро, манипулирует цифрами и понятиями, что вводит в заблуждение тех, кто не знаком с реальной картиной", – говорит Пащук.

По его словам, международные партнеры прямо не критиковали правительственный проект, а инициативы Железняка относительно немедленной переаттестации сотрудников Бюро заблокируют работу органа.

"Послы G7 рекомендовали при реформировании БЭБ предусмотреть четыре условия: прозрачный конкурс на должность директора, периодический аудит работы, увольнение директора, если аудит неудовлетворительный, и переаттестацию всех работников БЭБ. Все эти нормы в том или ином виде есть в обоих законопроектах, но кабминовский более практичный для применения, ведь предусматривает обновление состава Бюро без блокировки его работы, которое фактически вводит проект Железняка", – говорит Пащук.

Бизнес за независимость БЭБ, но не только

Еще в феврале Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) от имени своих членов – более 900 компаний – призвала Раду не поддерживать правительственный законопроект. Зато поддержать альтернативный документ Железняка.

В разговорах LIGA.net с представителями крупного бизнеса владельцы компаний отмечают, что не против контроля ОП над БЭБ в условиях войны. Они видят серьезную проблему в "большом зоопарке" контролирующих органов, которые могут оказывать давление на бизнес.

Кроме БЭБ, этим может заниматься Национальная полиция, Государственное бюро расследований (ГБР), СБУ, НАБУ, Генпрокуратура, Госаудитслужба (ГАСУ) и, собственно, Государственная налоговая служба (ГНС).

При этом статья 216 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), которая регулирует ответственность того или иного органа за конкретное правонарушение, часто игнорируется силовиками. Хуже всего – никто из них не несет ответственности за безосновательные процессуальные действия, даже если обвинения не подтверждены в суде.

"Больше реформы БЭБ мы хотим реформы УПК, чтобы ограничить полномочия силовиков по всевозможным "маски-шоу" по отношению к бизнесу. Это касается четких сроков возврата изъятых ценностей в качестве "доказательств" – оборудования, средств. А также чтобы они несли ответственность" тогда, когда такие действия признаны судом безосновательными", – рассказывает LIGA.net на условиях анонимности владелец крупной финансовой компании.