Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
Десять лет назад страна потеряла 80% угольных месторождений и перестроила свои промышленные цепочки. С тех пор металлурги были вынуждены импортировать значительную долю коксующегося угля из США, Новой Зеландии, Австралии и даже из России.
Одновременно промышленники пытались восстановить добычу собственного сырья для производства кокса, необходимого в изготовлении стали. Тогда Покровск стал основным источником отечественного коксующегося угля для отрасли.
В последние месяцы россияне ведут активные боевые действия в направлении Покровска – важного для фронта логистического центра. Наблюдатели предупреждают о возможности потери населенного пункта уже к концу этого года. Что значит город Покровск для Украины, ее промышленности и металлургии в частности – разбиралась LIGA.net.
Покровск, его шахты и потребители
Шахтоуправление "Покровское" было создано в 1990 году и сейчас является крупнейшим предприятием в Украине по добыче коксующихся углей. Запасы шахты составляют 200 млн тонн. В прошлом году было добыто 5,5 млн тонн. Для сравнения, в 2013 году объем добычи коксующегося угля в Украине составил 23,7 млн тонн. К примеру, в 2019-м уже в четыре раза меньше – 6,3 млн тонн.
В настоящее время шахтоуправление входит в группу Метинвест Рината Ахметова. С начала полномасштабного вторжения россиян в 2024 году компания уже потеряла два крупных металлургических комбината в Мариуполе (Азовсталь и ММК им. Ильича), а также один из крупнейших в Европе заводов по переработке коксующегося угля, находящихся в Авдеевке. Теперь промышленной группе грозит утрата и покровского предприятия.
Если это случится, пострадают не только работающие предприятия Метинвеста: Запорожсталь и Каметсталь. Ведь из шахт Покровское сырье поставляется также другим предприятиям. В частности – на крупнейший в стране металлургический комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог" (АМКР) индийца Лакшми Миттала. До полномасштабного вторжения АМКР в большинстве своем импортировал сырье для собственного коксохимического подразделения. Однако в 2022 году в результате блокады украинских морских портов предприятие было вынуждено наладить поставки из Польши и от украинского производителя.
"Поскольку Метинвест потерял свои заводы в Мариуполе, мы можем использовать коксующийся уголь, который мог бы быть употреблен там", – рассказывал тогда гендиректор АМКР Мауро Лонгобардо в интервью немецкому изданию Stahl.
Еще одно металлургическое предприятие – Днепровский металлургический завод (ДМЗ) Александра Ярославского. В последние годы он также продолжает потреблять коксующийся уголь. В частности, по информации управляющей компании DCH Steel, в январе-сентябре 2024 года производство металлургического кокса на ДМЗ составило 218,1 тыс. тонн. Это всего на 0,4% меньше, чем в соответствующем периоде 2023 года.
Отрасль на голодном пайке
Украинская металлургия, несмотря на потери последних лет, пытается улучшить свое положение. По данным Объединения предприятий "Укрметаллургпром", в январе-сентябре 2024 года металлурги увеличили производство стали на 28,2% по отношению к январю-сентябрю 2023 года – до 5,36 млн тонн. Для сравнения, за девять месяцев 2021 года выплавка стали в стране достигла 16,29 млн тонн. А уже за январь-сентябрь 2022 года – всего 5,53 млн тонн.
До начала полномасштабного вторжения и оккупации Мариуполя Украина производила 21,4 млн тонн стали и была 14 крупнейшим игроком на мировом рынке производства стали, сейчас наша страна опустилась на 24 место. Впрочем, ассоциация Worldsteel по итогам производства стали в январе-августе 2024 года подняла Украину на 20 место.
По подсчетам главы ОП "Укрметаллургпром" Александра Каленкова, объемы производства стали в этом году могут достичь 7,3 млн тонн, что на 13% больше показателей прошлого года.
"Можем догнать и до 10 млн тонн, если предприятия будут работать нормально. Но если мы потеряем морской коридор, Покровск, продолжатся обстрелы энергетических объектов, производство наоборот может упасть", – отметил глава объединения.
Где металлургам искать замену
В 2023 году в Украине было произведено около 3,5 млн тонн кокса и весь уголь для него добывали в Покровске, рассказал корреспондентам Reuters глава коксохимического объединения "Укркокс" Анатолий Старовойт.
"Мы не знаем, где взять уголь, если Покровск будет захвачен. Трудно завезти его импортом, сегодня не так просто завезти его по морю", – отметил он.
Частично решить вопрос могут помочь американские шахты Метинвеста.
"Можем закупать уголь у ДТЭК, Польши и наших шахт в США, а также импортировать кокс. Это не будет безболезненным", – заявлял недавно генеральный директор Метинвеста Юрий Рыженков.
Если металлургам удастся наладить ритмичную поставку импортного сырья в нынешних логистических условиях, его цена отразится на себестоимости производства чугуна и стали.
"Даже сейчас мы не можем быть конкурентоспособными по чугуну с российским экспортом в Европу, но с импортным коксом и коксующимся углем никто не будет покупать у нас чугун", – уверен директор GMK Center Станислав Зинченко.