Содержание:
  1. Из финансисток – у модельерши сумок: мастер из Ровенской области открыла бизнес во время войны
  2. Книжный магазин-кафе и собственная выпечка: ветеранский бизнес киевлян
  3. Производство натуральной косметики: история семьи из Сумщины

Открыть ФЛП и организовать небольшой бизнес – один из способов украинцев сегодня держаться на плаву и иметь доход в непростое время. Часто такой микробизнес организуется прямо на кухне. "Производственными мощностями" являются руки предпринимателя, а единственными работниками по делу – сам ФЛП и его родные.

LIGA.net собрала три истории людей, которые развивают свои проекты и имеют результат.

Из финансисток – у модельерши сумок: мастер из Ровенской области открыла бизнес во время войны

Лариса Бащук из города Острог Ровенской области по образованию – финансистка и филолог. Но с началом полномасштабной войны занялась пошивом текстильных сумок с ручной вышивкой. Продает их под брендом LaRisa.

До того, как говорится, была "долговременная апробация бизнес-идеи". Сумки она шила, даже продавала. Но прибыльным это дело не было.

"Но я этим заработала себе репутацию, узнаваемость в соцсетях. Хотя больше всего работало сарафанное радио, потому что я дарила сумки родственникам, друзьям. Они потом заказывали кому-то на подарок", – вспоминает предпринимательница.

Лариса Бащук з Рівненщини шиє і вишиває текстильні сумки/Фото надане майстринею
Лариса Бащук из Ровенщины шьет и вышивает текстильные сумки/Фото предоставлено мастерицей

Бизнесом это стало весной 2022 года, когда началось полномасштабное вторжение. Семья осталась без источников существования. Через две-три недели, ушедшие на адаптацию к новым реалиям, Лариса решила превратить хобби в бизнес и сознательно зарегистрировала ФЛП.

Далее подала заявку на грант на собственное дело в Дії и получила сумму в 120 тысяч гривен. За эти деньги женщина обустроила мастерскую в одной из комнат дома. Приобрела более мощную швейную машинку, ноутбук.

Оставшаяся сумма пошла на приобретение материалов по оптовым ценам. Это позволило предпринимателю выдержать первый год с достаточно низкими ценами на свои изделия. Основным каналом сбыта стала страница Ларисы в Инстаграмме.

"Я вышла в эфир и рассказала, что начинаю свое дело серьезно, регистрирую ФЛП и мне нужна поддержка. И если у кого-то есть финансовая возможность сделать заказ у меня, то пусть делает. Если хотят поддержать Украину, то могут инвестировать в нее", – рассказывает Лариса.

Подписчики Ларисы живут как в Украине, так и за границей. Поэтому в начале великой войны больше всего волновало доставление заказа. Но клиенты проявили понимание: готовы были ждать, сколько нужно. Более того: принимали ситуацию, когда заказ мог и не дойти. Но все сработало с точностью наоборот – через Укрпочту сумки доставлялись за границу очень быстро.

"Однажды на второй месяц войны я попала на вебинар от Укрпочты. И услышала о договоренностях с Польшей: в Варшаву доставляли в аэропорт гуманитарку, а оттуда – развозили грузы по миру. Так, на грузовые самолеты из Америки загружались посылки и они летели прямым рейсом в Штаты. Тогда, в первые месяцы войны, в Штаты посылка могла дойти за 7-10 дней. Была большая проблема с тем, как и когда она в Польшу попадет", – говорит мастер.

В ассортименте Ларисы – текстильные вышитые сумки разных моделей (шоперы, саквояжи, рюкзаки) заколки, галстуки, ладунки, пояса, елочные украшения. С работой Ларисе помогает ее сестра, которую она официально трудоустроила у себя.

Вишиті сумки майстрині замовялють як в Україні, так і за кордоном/Фото надане майстринею
Вышитые сумки мастера заказывают как в Украине, так и за рубежом/Фото предоставлено мастерицей

Стоимость небольшой сумочки через плечо стартует от тысячи гривен. Средней величины – от 2-2,5 тыс. грн. В основу цены легла себестоимость изделия плюс прибыль. И, как признается мастерица, "немножко эгоизма".

"Львиная доля в цене заложена на эксклюзивность и мою ручную работу. Например, поступил заказ: "Хочу вот такую сумку, только другого фасона". А я смотрю на заказ и понимаю: количество вышивки почти такое же, материалов – тоже. Но фасон такой, что мне будет очень сложно сшить, нужна очень большая концентрация сил и внимания. Поэтому выхожу из того, за какую цену я готова тратить свое время", – рассказывает Лариса.

Лариса поделила свою целевую аудиторию на условные три группы, учитывая, для чего они покупают ее изделия.

"Первая – это украинцы, выехавшие за границу и для которых мои изделия – это точка соприкосновения с Родиной. Вторая категория – украинцы, побывавшие за границей, которые обзавелись там друзьями и хотят сделать им подарок. Или украинцы, живущие в Украине и заказывающие презенты для друзей-иностранцев или делегаций. Последняя категория – украинцы, которые покупают себе или друзьям на подарки. Их всех примерно поровну", – рассказывает предпринимательница.

Что касается рынка хендмейда в целом, то, по словам Ларисы, он в Украине очень проседает по сравнению с другими странами. Люди почему-то не слишком ценят ручную работу, считая, что сами могут поступить так же и это не трудно.

"Маленькими шагами, но такое отношение меняется. Наибольший прорыв произошел с полномасштабным вторжением. Ведь на Западе, в Штатах очень ценится ручная работа. И когда в мире привлеклось большее внимание к Украине, тогда наше мастерство вышло на поверхность. Я знаю, что были иностранцы, которые целенаправленно искали таких крафтовых мастеров, чтобы их поддержать. Мне тоже писали такие люди", – вспоминает мастер.

Книжный магазин-кафе и собственная выпечка: ветеранский бизнес киевлян

Киевляне Мария и Юрий Яремовы в 2020 году открыли кафе-книжный магазин "На подоконнике". Место достаточно известно на левом берегу Киева. Во время зимних блекаутов 2023 года сюда приходило работать немало людей. Юрий – ветеран АТО/ООС. Мария к открытию кофейни 4 года пекла сладости на заказ.

"Идея открыть кофейню возникла спонтанно. Юра вернулся с фронта, получив после ранения компенсацию в 500 тысяч гривен. У нас появились деньги, но мы не знали, что с ними делать. На дом не хватало. Юра со своей работы хотел увольняться и искал собственный проект. Увидел объявление, что сетевой книжный магазин предлагал франшизу. Но мы не могли найти под нее подходящего помещения. В результате нашли это и решили, что будем развиваться сами", – рассказывает предпринимательница о начале дела.

Марія Яремова біля випічки у своїй кав'ярні-книгарні/Фото Тамара Тисячна
Мария Яремова у выпечки в своем кафе-книжном магазине/Фото: Тамара Тысячная

Вырученных средств хватило на запуск кофейни. Но потом пришлось брать кредит на обустройство летней площадки. Финансово помогали и родители. Всего за 4 года в кафе инвестировали более миллиона гривен.

У Яремовых получилось объединить три дела: выпечку сладостей, кафе и книжный магазин. В заведении есть полноценная кухня. Кроме того, Мария печет сладости на заказ. Книги на продажу в их заведении тоже есть. И каждое дело имеет свои особенности.

Что касается книг, то закупить их большой ассортимент нет возможности, потому что большинство издательств не дают книги под реализацию небольшим книжным магазинам. Заказ нужно оплатить заранее. Яремовым согласилось дать книги под реализацию два издательства.

Но звание книжного магазина-кафе заведение носит не зря. Супруги работают над созданием соответствующей атмосферы через литературные вечера, что также привлекает посетителей. В кафе были творческие встречи с писателями Тамарой Ореха-Зерня, Виталием Запекой, Тимофеем Шушарой. Также проводили аукцион – собирали средства на авто для подразделения Юрия – на котором выступал лидер группы "Мандры" Фома.

"Сейчас это все немного заглохло. Потому что действительно требует много сил", – говорит Мария.

Выпечка, в свою очередь, тоже занимает много времени и сил. Она может выходить в непроданные остатки. В ассортименте Марии были меренговые рулеты, торты, львовские творожники, макароны, веганские конфеты. Свои изделия на витрине предприниматели обозначали подписями: понимали, что именно за этим люди к ним идут.

"Я просто жила на работе, работая по 12-16 часов. Почти два первых года работала без выходных. Где-то незадолго до полномасштабного вторжения я смогла делать себе один выходной в неделю. Когда началась полномасштабная война, Юра записался в ТРО, а я жила 4 месяце в кафе с нашей собакой. У кухни у нас есть еще одна комнатка. Мне тетя привезла матрас и я в ней спала", – вспоминает Мария.

На рентабельную цену своих вкусностей вышли не сразу. Во время ковида ставили небольшую наценку, учитывая, что финансовое состояние многих украинцев ухудшилось. Пока не поняли, что ничего не зарабатывают.

"Когда мы поняли, что идем прямо в минус, начали думать иначе. Сейчас открою страшный секрет, но в кафе, ресторанах наценка идет до 300%. В стоимость меню входят сопутствующие расходы. Ведь когда люди приходят в кафе, платят не чисто за продукт, а за сервис и атмосферу. За то, что они могут посидеть за столом, а не выпить кофе где-то на бегу, воспользоваться бесплатным вайфаем, туалетом", – объясняет предприниматель.

Также если хочешь зарабатывать, нужно ориентироваться на желание клиентов. Так в меню добавились новые позиции. Кроме изготовления собственных вкусностей, начали заказывать их у других кондитеров.

С другой стороны, некоторые инициативы по привлечению клиентов не оправдали себя. В начале работы кафе Мария организовала для посетителей вазочку с бесплатными конфетами – как комплимент к заказу. Но когда конфеты начали разбирать горстями, от идеи пришлось отказаться.

Так пришло осознание, что открывать собственное кафе лучше имея определенный опыт в этой сфере.

"Если ты не знаешь внутренних процессов, многие нюансы остаются без внимания. Например, я испекла торт. Я же знаю, что он классный, его все будут покупать. А люди в этот день не пошли гулять – и он у тебя стоит. Или, например для того, чтобы его решились купить, торт надо разрезать, и, скорее всего, этот кусок придется съесть самому, потому что для витрины он непривлекателен. Есть какие-то тенденции, которые бывает трудно поймать. У нас раньше понедельник был потенциально хороший день. Теперь он непонятный. Среда потенциально плохой день, но сейчас еще как-то держится", – перечисляет особенности бизнеса Мария.

У кавярні можна сидіти на затишному широкому підвіконні/Фото: Тамара Тисячна
В кафе можно сидеть на уютном широком подоконнике/Фото: Тамара Тысячная

У Яремовых, кроме них, работают два бариста и бухгалтер. За финансы – подсчет и выплаты – отвечает Юрий. Зимние месяцы кафе работало практически в ноль. Доходов хватало на аренду и оплату коммунальных услуг и зарплаты. В общем же Мария склоняется к тому, что лучше супругам вместе не работать, потому что работа влияет на отношения.

"Если на работе где-то разошлись во мнениях, то дома уже трудно переключиться. И фактически Юра – мой начальник, а я его подчиненная. Мы вроде и равны, но в некоторых моментах есть нюансы. У нас разные представления о некоторых аспектах бизнеса. И если бы я об этом говорила с другим человеком, от которого я морально и эмоционально независима, мне легче было бы отстаивать свою точку зрения. А здесь включаются эмоции и бывает выходишь за рамки. Это усложняет работу", – делится предпринимательница.

Производство натуральной косметики: история семьи из Сумщины

С производства на кухне первых твердых шампуней началось и семейное дело Алены и Игоря Евтушенко из города Шостка Сумской области. Сейчас их продукция продается под брендом SHENKO – сокращенно от фамилии супругов. В ассортименте не только твердые шампуни, но и уход за волосами и телом.

Все началось с того, что соучредитель бренда Алена заметила, что ее волосы в плохом состоянии и нуждаются в восстановлении. Впрочем, к тому времени она уже давно была в поиске идеи для собственного дела. Поэтому это направление ее заинтересовало.

Ігор та Альна Євтушенки із Сумщини заснували власний бренд натуральної косметики/Фото надане сім'єю Євтушенків
Игорь и Альна Евтушенко из Сумщины основали собственный бренд натуральной косметики/Фото предоставлено семьей Евтушенко

"Я восемь лет работала мастером по наращиванию ресниц. Но чувствовала, что способна на что-то большее, поэтому искала себя. Когда у меня начались проблемы с волосами, девушки, мои клиентки, начали мне советовать разную косметику. Я многое перепробовала, но ничего не помогало. И однажды одна из клиенток принесла кусочек твердого шампуня. Мол, это натуральная косметика. Помню, я смотрела на него и думала: "В смысле натуральная косметика? Что туда кладут?" И мне стало интересно, каков ее состав и чем она может мне помочь", – вспоминает предпринимательница.

Результат от использования твердого шампуня Алене понравился и она начала собирать информацию о нем. Идеей изготовления натуральной косметики поделилась с мужем, он ее поддержал.

"Я сказала, если у меня получится восстановить свои волосы, то как было бы классно помогать другим людям. С самого начала, когда я искала идею для реализации, мне было важно делать что-нибудь полезное", – говорит женщина.

Сначала Алена совмещала изготовление твердых шампуней с основной работой. На зарплату с нее оплачивала себе обучение – нужно было разобраться с составом, воздействием на кожу, спецификой производства продукта.

"Первый онлайн-курс по космецевтике купила за 2 тысячи гривен. Потом пошли книги, вебинары, другие курсы. Помню, как 13 тысяч гривен отдала за книги. Для меня тогда это была просто колоссальная сумма. Но я понимала, что они нужны. А дальше просто у себя на кухне я начала это все делать", – рассказывает предпринимательница.

Тестирование собственного продукта длилось до 8 месяцев. Алена готовила, меняла рецептуру и испытывала на своих волосах, пока результат ее не удовлетворил. Первые образцы шампуня она дарила знакомым и клиентам с работы. Когда же пошли заказы, стала готовить шампунь небольшими партиями из 15 штук.

Для поиска новых клиентов Евтушенки завели страницу в Instagram и одновременно запустили сайт. Впоследствии появился и офлайн-магазин в Шостке.

Первые полгода Алена совмещала изготовление шампуней с основной работой. Но когда заказов стало слишком много, сосредоточилась только на своем деле. Спустя еще полгода свою работу продавца-консультанта бросил и Игорь и присоединился к жене.

Сейчас у Евтушенков есть отдельное помещение, оборудованное под производство, где производится твердый шампунь. Ежедневно там изготавливается до 300 штук твердого шампуня разного веса.

Также появилось команда из 10 человек. Наемные работники отвечают за изготовление шампуня, прием, обработку и отправку онлайн-заказов. Средства по уходу за волосами и телом изготавливаются отдельно на линиях других заводов по рецепту Алены.

"Мы до последнего делали все вдвоем. Я очень переживала как с работой будет справляться другой человек. Но тут заболела сильно моя бабушка, за ней нужен был уход и производство стояло. Поэтому мы решились на первых помощников. Одной из них стала моя бывшая клиентка из предыдущей работы. Катя с самого начала в меня поверила и сама попросилась к нам работать. Второй помощницей стала моя тетя. На самом деле нам очень повезло с ними. Они переняли весь наш опыт и научили потом других членов команды", – говорит предпринимательница.

В семейном бизнесе Евтушенков Алена отвечает за создание продуктов, Игорь – за финансы и продвижение бренда. Для производства новых продуктов сотрудничают с технологами.

"Мы мечтаем о своем технологе. Технологов-разработчиков очень мало и в основном они работают на аутсорсе или в крупных компаниях. Поэтому сейчас у нас есть несколько технологов, с которыми мы сотрудничаем. Они уже под нас разрабатывают рецептуры. Но есть большой плюс в том , что поначалу я сама занималась изготовлением шампуней. Мы не с одним специалистом уже имели дело. И многие думают, что можно сделать заказ по своему рецепту, заменить ингредиенты. Достаточно трудно найти понимание, чтобы человек сделал продукт конкретно по твоей задаче", – описывает трудности сотрудничества Алена.

Главные статьи расходов – ингредиенты продукции и реклама. Основной канал продвижения у Евтушенков – Instagram. Прежде всего – таргетированная реклама, на которую уходит больше средств, и реклама у блоггеров. Также вкладывают средства в изготовление качественного контента.

Перш ніж продавати тверді шампуні, Альона Євтушенко відновила ними власне волосся/фото надане сім'єю Євтушенків
Прежде чем продавать твердые шампуни, Алена Евтушенко восстановила ими собственные волосы/фото предоставлено семьей Евтушенко

Общее дело, по словам супругов, отношениям не мешает. Они привыкли быть постоянно вместе.

"Да, мы ссоримся иногда, это присутствует. Просто все зависит от того, какие у вас отношения. У нас с самого начала отношения такие, что мы постоянно вместе. Поэтому, когда начали еще и работать совместно, это наоборот нам в кайф. Было определенное облегчение, что родной человек с тобой разделяет общее дело, хочет также работать на его благо", – говорит Алена.

Что касается рынка натуральной косметики, то, по словам Евтушенков, он уже сформировался и войти в него не так легко, как несколько лет назад.

"Сейчас большая конкуренция. Другие производители тоже подхватили этот тренд на более качественную натуральную косметику. Все это хорошо повлияло на рынок, появилось больше хорошей украинской косметики", – говорит предпринимательница.