Война за Сахалинку. Кто и почему мешает государству добывать нефть и газ
Шестой апелляционный административный суд (ШААС) 20 мая в очередной раз запретил газодобывающей компании "Укрнефтебурение" добычу газа на Сахалинском месторождении.
С ноября прошлого года государственное Укрнефтебурение (УНБ) борется в судах за восстановление своего спецразрешения на добычу на Сахалинском нефтегазовом месторождении. Заседание ШААС неделю назад снова не принесло положительного результата.
Что такое Укрнефтебурение?
Уже больше года УНБ находится в собственности государства. В апреле 2023 года Печерский райсуд по ходатайству прокурора по делу Госбюро расследований (ДБР) по "незаконному обогащению чиновников" арестовал активы УНБ, которая на тот момент принадлежала Игорю Коломойскому, Виталию Хомутыннику и Павлу Фуксу.
Впоследствии компания была передана Агентству по розыску и управлению активами (АРМА), а то передало УНБ в управление Укрнафта, в которой за полгода до этого государство убрало влияние олигарха Игоря Коломойского и изменило менеджмент.
В 2023 году компания получила выручку чуть более 6 млрд грн, в 2022 – 9,7 млрд грн.
В 2004 году УНБ создал на тот момент председатель Комитета по геологии Николай Злочевский специально, чтобы добывать нефть и газ на Сахалинском месторождении. Сейчас семье Злочевских принадлежит группа компаний Burisma – одно из самых крупных газодобывающих объединений в стране.
В разное время за контроль над УНБ соревновались Злочевский, Коломойский и экс-министр экологии Эдуард Ставицкий. Но вся его деятельность была максимально парализована лишь после перехода в собственность государства.
В том, как появилось дело, которое заблокировало работу УНБ, и как оно двигается сейчас – разбиралась LIGA.net.
История добычи на Сахалинском месторождении
Сахалинское месторождение нефти, газа и конденсата было открыто в 1981 году в Харьковской области. Оно является самым разведанным месторождением газа в Украине. Запасы газа составляют 15 млрд кубометров, газоконденсата – 1,7 млн т, нефти – 1,7 млн т.
В 90-х годах добыча на месторождении переживала тяжелые времена из-за низкого бюджетного финансирования. А в 1999 году добыча газа и нефти на нем почти остановилась.