Возврат большой приватизации. Что может помешать государству продать главные активы
Фото: пресс-служба ОГХК

Президент Владимир Зеленский 20 июня подписал закон о возобновлении большой приватизации. Этот процесс был начат в 2018 году. Но дважды останавливался. В первый раз – из-за пандемии коронавируса. Во второй – из-за начала полномасштабной войны с Россией.

Среди объектов, запланированных под приватизацию, – оператор тепловых электростанций Центрэнерго, производитель удобрений Одесский припортовый завод (ОПЗ) и добытчик титанового сырья – Объединенная горно-химическая компания (ОГХК).

Центрэнерго и желающие легко заработать

Центрэнерго государство пытается приватизировать уже десять лет. Компания была одним из крупнейших производителей электроэнергии в Украине. Оперировала тремя ТЭС: Трипольской – в Киевской области, Змиевской – в Харьковской области и Углегорской – в Донецкой. В настоящее время последняя временно оккупирована россиянами.

Попытки заработать на предприятии привели к огромным долгам. На Центрэнерго всегда кто-то хотел нажиться. Во время президентства Януковича это была "семья". Говорили, что уголь туда поставляли близкие старшему сыну президента компании.

Во время президентства Петра Порошенко Центрэнерго попало в орбиту Игоря Кононенко и Виталия Кропачева, который становился главным поставщиком угля для генерации.

Именно во время каденции Порошенко у Центрэнерго появились долги, которые могут разрушить компанию. Продолжается судебная тяжба с Укрдонинвестом Кропачева более чем на 1,4 млрд грн. Причина в том, что Центрэнерго не выполняло договор о получении угля от фирм Кропачева, которые скупали его на государственных угледобывающих предприятиях. Договор был так составлен, что за незакупку топлива Центрэнерго должно выплатить Укрдонинвесту штраф. Даже если ему этот уголь не нужен.

Кроме того, Центрэнерго в прошлом году потеряло контроль над Углегорской ТЭС из-за оккупации Светлодарска, а также имеет долг перед правительством на 1,01 млрд грн.

С 2019 года, при новом руководстве ФГИУ, на Центрэнерго был "понятный" для Игоря Коломойского менеджмент. Так, в январе-марте 2021 года благодаря этому менеджменту Центрэнерго продало всю выработанную энергию компании Юнайтед Энерджи из группы Игоря Коломойского по цене ниже рыночной. Сейчас НАБУ открыло уголовное производство против вышеупомянутого трейдера.

Из-за этих факторов Центрэнерго переживает не лучшие свои времена и близко к тому, чтобы остановить работу. Продать такое предприятие будет весьма сложно.

По информации LIGA.net, которую подтвердили несколько источников, глава Фонда госимущества Рустем Умеров в 2022 году предлагал компанию за символические средства Максиму Тимченко, гендиректору группы ДТЭК Рината Ахметову. Но тот отказался.

Флагман химической промышленности

Одесский припортовый завод пытаются приватизировать более 14 лет. ОПЗ является одним из крупнейших предприятий химической промышленности. Он специализируется на производстве аммиака, карбамида, жидкого азота, диоксида углерода и жидкого кислорода. Основным сырьем на предприятии является природный газ.

Кроме того, ОПЗ является оператором морской перевалки, к которой ведет аммиакопровод Тольятти – Одесса. В настоящее время этот аммиакопровод не работает из-за риска безопасности – испарения аммиака опасны для человека. В то же время оккупанты требуют его запуска, называя это одним из условий продления зернового соглашения.

Активно приватизационный процесс относительно ОПЗ начался в период второго премьерства Юлии Тимошенко. Тогда его хотел купить Игорь Коломойский за $600 млн. Новые разговоры о продаже ОПЗ начались после победы Евромайдана, когда завод определили флагманом большой приватизации. В итоге его так и не продали. А с 2017 года он периодически попадает в простой из-за невозможности платить за природный газ в полном объеме.

С 2017 года предприятие начало работу по давальческой схеме, которая предусматривает, что частная фирма предоставляет ОПЗ газ, который завод перерабатывает на удобрения и отдает их компании.

Эта схема была невыгодна государству, но других возможностей сохранить ОПЗ не было. Постепенно это превращалось в схему. Экс-глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко пытался зарабатывать на этом, протягивая компанию Агро Газ Трейдинг. Эта схема была описана в релизе НАБУ в марте 2023 года.


В 2022 году ОПЗ останавливался из-за постоянных российских обстрелов. Сейчас завод снова попытаются приватизировать. Но учитывая состояние оборудования и долги предыдущих периодов, его инвестиционная привлекательность весьма сомнительна.

Титановый гигант

Под приватизацию готовятся два крупных горно-обогатительных комбината (ГОК), входящих в Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Это Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, добывающие ильменитовые, циркониевые и рутиловые руды – сырье, используемое химической и титановой промышленностью.

Ранее эти два завода находились в аренде структур Дмитрия Фирташа и снабжали сырьем его Крымский Титан в Армянске Автономной Республики Крым.

После 2014 года государство расторгло договор аренды. Была создана ОГХК, объединившая комбинаты. Холдинг возглавил Руслан Журило, связываемый с главой фракции "Народный фронт" в парламенте Николаем Мартыненко.

После поражения Петра Порошенко на президентских выборах в 2019 году ОГХК возглавлял Питер Дэвис, а затем Артур Сомов. Сомов – один из фигурантов дела Сенниченко, о котором сообщало НАБУ.

ОГХК в 2021 году хотели приватизировать трижды. Но все время приватизация переносилась. Экс-председатель ФГИУ Сенниченко обвинял в этом правительство, потому что, по его словам, оно не могло "обеспечить гарантии защиты для иностранных инвесторов", которые могли купить холдинг.

Однако, по версии НАБУ, ситуация была в другом. Сенниченко добился назначения "лояльных руководителей", умышленно заключавших невыгодные для госкомпании контракты с частными фирмами на продажу сырья.

По словам члена правления ОГХК Димитри Каландадзе, есть опасения, что ОГХК может быть неинтересным для внешних инвесторов. Так, одной из проблем этого актива является отсутствие новых спецразрешений на добычу ископаемых. Это может оказаться проблемой для потенциальных инвесторов. Хотя по сравнению с Центрэнерго и ОПЗ, приватизировать ОГХК – наиболее реальная задача.