Vitaliy Koval became the head of the State Property Fund two months ago. Among the main tasks of the Fund are large-scale privatization and proper management of state-owned enterprises.

Stay updated with the latest news by following us on X (Twitter)

Vitaliy Koval, the head of Ukraine's State Property Fund, discussed the agency's priorities and plans in an exclusive interview with LIGA.net, touching on state-owned enterprises, potential privatizations, Ukraine's sovereign wealth fund, and former Russian oligarch assets.

LIGA.net: Last week, the State Property Fund became the owner of PINbank, which belonged to Russian Yevgeny Giner. What are the Fund's plans for it: will you sell it or will it become part of the sovereign wealth fund?

Vitaliy Koval: This bank has already been nationalized. It is not currently up for privatization. We are considering the possibility of transferring it to another management body, another state institution, which will manage it, because the bank has a license.

What confiscated assets of the Russians that were transferred to the State Property Fund do you plan to sell this year?

Today, Russian assets should work for Ukraine. There are many sanctioned assets: from parking spaces, confiscated apartments, non-residential premises, to, for example, such facilities as Demurinsky GOK Mining and Processing Plant or Aeroc LLC (a gas concrete plant owned by one of Russia's largest developers, Andrey Molchanov – Ed.) By the way, Aeroc is currently being prepared for privatization, and I think it will be one of the most interesting lots this year.

I visited Demurinsky GOK this Saturday. We are looking at the possibility of synergizing it with the UMCC (United Mining and Chemical Company) because Demurinsky has a substantial deposit. This is not about merger. We are talking about synergy when in order to increase the capacity of the two companies, the material and technical base of UMCC could be used on the decent reserves of the Demurinsky GOK deposit.

So, you are not planning to merge Demurinsky GOK and UMCC into a single enterprise?

We are consulting with engineering and geology experts to understand what to do with these assets now – to sell them together or separately.

Did you manage to take full control of Demurinsky GOK?

The management was changed in early 2023. The last production there was in December last year. Currently, 264 specialists work at Demurinsky.

Ukraine has launched the process of confiscating machine-building plants in Sumy, which used to belong to Russia's Hydromashservice. Have you had any talks with the government to transfer them to the State Property Fund? 

So far, this enterprise has not been transferred to us. It is not currently under the control and management of the State Property Fund.

Let's start with the plans: how many large and small privatization objects do you plan to privatize this year? How many and which objects should remain in state ownership? 

We have two lists of enterprises. The first is the list of small-scale privatization, which includes 1,460 objects. These are peat-gathering companies, bakery plants, hotels, expert and technical centers of the State Labor Service, experimental prosthetic and orthopedic enterprises, as well as other facilities for modernization and restoration of production and re-profiling, the so-called brownfields. The list of large-scale privatization includes 18 objects. 

Each enterprise has its own economic life. Our task this year is to earn 4 billion hryvnias ($106.6 million) for the state budget from privatization. And the first weeks show positive dynamics, which is confirmed by the numbers. 

How much money do you plan to raise from the sold Russian assets?

The proceeds from the sanctioned assets will go to the Fund for Liquidation of the Consequences of the Russian Armed Aggression. We don't have any specific plan, but we understand that the more assets we sell, the better. The amount of money in the Recovery Fund will depend on the quantity and quality of the sanctioned assets sold. 

Let me remind you that sanctioned assets are assets that have been transferred to the State Property Fund by the decision of the High Anti-Corruption Court for their sale and filling the budget of Ukraine. The SPFU's goal is to find pro-Ukrainian owners who will launch production, create new jobs, and boost the development of the territories.

All assets related to the aggressor state must be sold in a transparent and open manner through an auction. This became possible thanks to the government, which approved the Procedure for the Management of Sanctioned Property. The funds will go to the Fund for Liquidation of the Consequences of the Armed Aggression of the Russian Federation.

Ukraine's privatization plans: State Property Fund head talks assets to be sold in 2024
Vitaly Koval (photo: FSMU press service)

What is happening around Centerenergo now? What is your relationship with its supervisory board?

The Fund interacts with the company through its organizational structure and manages the company through the Supervisory Board. We regularly hold working meetings with the management of Centrenergo on the company’s state of affairs. I can say for sure that under my leadership, the contacts of the State Property Fund with enterprises will be deeper.

I have already visited Centrenergo and will be there again, in particular, to control the stocks in the warehouses. Currently, there are 174,000 tons of coal there, and tens of thousands more are on their way to the enterprises.

Today, Centrenergo's power plants have increased their generation more than six times, reaching the level of 2013.

It is important that Centrenergo also plays a social role. When the country's electricity generation falls, the company gets involved as much as possible and maintains the required level. Indeed, this leads to losses for the company. But this is about the country's energy stability.

From which countries does Centrenergo currently receive coal and in what proportion?

Currently, all TPPs of PJSC Centrenergo are supplied with fuel in accordance with production needs. The warehouses are replenished with coal from all state-owned mines of Ukraine, within their production capacities. However, these volumes are not enough. Therefore, imported coal is partially used.

There is no Russian coal at Centrenergo?

I have no information about coal of Russian origin. All business activities are the responsibility of the board of Centrenergo. If such coal appears at the company, law enforcement agencies will deal with it.

"I have no information about coal of Russian origin. All economic activities are the responsibility of the board of Centrenergo."

At his press conference, the former acting CEO of Centrenergo said that the company's power plants have worn-out equipment and a shortage of coal, and that Trypillia and Zmiyiv TPPs may not survive the winter. How do you assess the performance of the companies as of mid-winter 2023/2024?

Today is the middle of the heating season. Once again, we have record generation capacity over the past ten years. We have coal in our warehouses. No collapse has occurred, no predicted "betrayal" has happened.

Let's be frank: at every large strategic enterprise, the former management tells the new one how to run things. But for some reason, no one reports their losses.

The Fund has enterprises where the former management has left millions of generated losses. Ex-managers of some of them allow themselves to tell us how and what to do. But for some reason, they are silent about their mistakes.

What is happening around the Odesa Port Plant, do you control it and what is your relationship with the management?

From the engineering point of view, this is one of the most properly designed enterprises. Despite being 45 years old, it is still very modern. The OPP is constantly in the orbit of the Fund's management, and the last meeting with them was last Monday.

Today, the enterprise operates in non-core areas: it produces oxygen and nitrogen. In addition, it is engaged in grain transshipment. But this activity generates only enough income to cover the company's basic expenses: to keep the staff and pay the lion's share of salaries.

We are now considering expanding our activities. The OPP has an opportunity to load multi-ton vessels. It actually acts as a deep-water port.

We do not rule out the possibility of launching it as a core business. But to do so, we need a security component. For example, we need to ensure that no missiles are fired at the ammonia production.

What are the chances of selling UMCC, OPP and Centrenergo this year? Are there any interested potential buyers for these companies? Are they from Ukraine or from abroad?

As of today, auctions for the sale of UMCC, OPP, and Centrenergo have not yet been announced. However, despite the martial law in the country, there is interest in these privatization objects from potential investors, both Ukrainian and foreign.

In particular, companies from abroad have already expressed their interest in participating in the privatization of the UMCC. The OPP will always be of interest to industrial investors because of the possibility of loading ammonia onto ships right at the production site.

But potential investors have some fear. It is because of the lack of war risk insurance.

Although there is a myth today that privatization is impossible in times of war, we have long since disproved it. Enterprises are sold – and at decent prices. The market itself regulates the value of really promising objects. That's why we have examples of auctions where the starting price of a lot equal to its book value increased tenfold.

Earlier, reports surfaced that the State Property Fund had announced large-scale privatization of Sumykhimprom and Ukrainian Energy Machines JSC (Turboatom and Electrovazhmash enterprises – ed.). How do you assess the chances of their sale, and how ready are these companies for privatization?

76% of the shares of JSC Ukrainian Energy Machines are managed by the Cabinet of Ministers, not the State Property Fund. This is now a strategic enterprise that works for the energy sector and critical industries. As far as I know, the government is not considering privatizing Ukrainian Energy Machines until the end of martial law.

"The government is not considering privatization of Ukrainian Energy Machines until the end of martial law."

We have just brought Sumykhimprom back under control and elected a supervisory board. For many years, this enterprise was not controlled by the state. Even though it owned 99.65% of the shares, it was actually controlled by another business group and was driven to bankruptcy. That is why our first task today is to stabilize Sumykhimprom.

In an interview with Forbes a year ago, Rustem Umerov, the former head of the State Property Fund, said that Ocean Plaza should be audited before it is sold, including undergoing financial, technical, and legal audits. You are planning to sell Ocean Plaza in the second half of next year, when would you like to conduct an audit of the asset?

We are analyzing the feasibility and possibility of conducting an audit of Ocean Plaza. There are a number of issues that we are currently studying, and then we will decide on the due diligence. As of today, there is no clear decision on whether it will be conducted or not.

There is no pressure on the minority shareholder from the State Property Fund. If it has any questions, we are ready for a dialog. Moreover, we had a meeting with representatives of Lanita Invest (the company of developer Andriy Ivanov, which owns 33.5% of Ocean Plaza – ed.) The SPFU has a single position on state property: it should be owned by pro-Ukrainian businessmen, not those who work against our country. If a minority shareholder has a pro-Ukrainian position and is not an enemy's accomplice, he will not be pressured.

"The SPFU has a single position on state property: it should be owned by pro-Ukrainian businessmen, not those who work against our country."

Does the Fund plan to change the management company that worked for the previous 66% owner? When will this happen? If not, why not?

We are currently analyzing their last year's activities. It depends on the financial performance and the speed of cooperation with the Fund on privatization issues. If we see that the financial discipline and financial results of the management company are negative, that they do not fulfill the main tasks assigned to them by the charter, that there is no interaction in preparing for privatization, then a decision to change them may be made.

The mall has been operating since November 2022. A few months ago, the state reinstituted the previous version of the charter, and now the majority owner can independently decide on the distribution of profits. When do you plan to pay dividends to shareholders? In particular, how much money will the state receive?

According to the law, if a company makes a profit, it is paid to shareholders in proportionate shares. That is, the state gets its share, and the minority shareholder gets his. It is not the state's decision whether to pay out or not. It is a matter of whether the management company has or has not earned enough money to pay them. As for the budget, the financial plan is approved annually.

Ukraine's privatization plans: State Property Fund head talks assets to be sold in 2024
Vitaly Koval (photo: FSMU press service)

Sometimes the State Property Fund is accused of selling enterprises for nothing...

Indeed, we are often asked why we start with such low prices, if, for example, an enterprise is sold for more than 10 million hryvnias ($266,518), and the Fund starts selling it at 500,000 hryvnias ($13,326). We put up objects for sale at their book value. During the bidding process, the participants, competing for the right of ownership, bring it to the market value. This once again demonstrates that the market is ready for privatization – it is.

For example, last week we sold properties where the price increased significantly. During the competition for a non-residential building in Lviv, the price increased seven times, and it was sold for 85 million hryvnias ($2.3 million). The price of the asset for the State Enterprise Agricultural Enterprise Land Fund increased more than five times – from the starting price of 8.5 million hryvnias ($226,540) to the winning price of 43.1 million hryvnias ($1.1 million).

Rustem Umerov announced the creation of a sovereign wealth fund to manage strategic assets. What is the current stage of its creation, and what objects do you plan to include in it in 2024?

The sovereign wealth fund is at the stage of formation and conceptualization of the idea. We are currently studying the models of other countries. A symbiosis of different models suits us. We held consultations with the French Holding Company, which is the local equivalent of the SPFU and owns more than 80 French state-owned enterprises. We are studying the Norwegian and Polish experience. We are even looking at how things work in the Middle East. By the way, there, the main income of sovereign wealth funds comes from the rental sale of oil. And we have to find our own opportunities to generate income for the state.

We are currently conducting a triage procedure to identify enterprises that are strategic for Ukraine and generate income. They will be the candidates for the sovereign wealth fund. But it's too early to talk about a specific list of companies, as we are still developing its concept.

The state has sold Volyntorf and Rivnetorf. There are plans to sell other peat enterprises next. Which ones do you plan to sell in 2024? How can the lack of special mining permits hinder the sale and how does it affect the price of the companies? And what should be done about it?

For example, at the time of privatization, RivneTorf generated 17 million hryvnias ($453,081) in revenue in the first half of 2023. And it was an enterprise with transparent documentation and permits. That is why it was sold for 205 million ($5.5 million). The lack of special permits negatively affects the price. It is also important that the management does a good job before the sale.

We will take the same approach with other peat enterprises. If necessary, we will change the management, work out the possibilities of obtaining the missing special permits, and bring them to privatization. However, according to recent changes in legislation, the company that privatized an enterprise with licenses has a priority right to re-register the existing licenses. This had a positive impact on the privatization of such enterprises.

As for employees at the enterprises. For example, at Chernihivtorf, the staff does not want privatization...

The staff do not want privatization anywhere. People do not want changes. This is because employees do not understand what will happen to the company after privatization. During the war, we must not allow enterprises to generate losses. If small-town groups have emerged at some enterprises, inciting staff and putting spokes in the wheels of privatization under the guise of some social processes, this is wrong. If the business process at a state-owned enterprise is systematically going downhill, revenues are decreasing, and the black market for selling their raw materials is flourishing, then I have a question: what is the management doing and what is the team doing that allows this negative factor to develop? And I'm not talking specifically about Chernihivtorf, but about this phenomenon in general.

The last question concerns security guarantees to protect investors. How do you see these guarantees, how do you communicate the possibility of practical implementation of these guarantees with our government? What could it look like?

Today we clearly understand that it is important to have guarantees for investors. They are divided into two components. The first is the physical security of property. This is about insurance risks. Here, we cooperate with the Export Credit Agency, which can provide international investors with insurance for their activities in Ukraine. This is insurance against military risks provided by the international agency MIGA (the World Bank's Multilateral Investment Guarantee Agency – ed.)

The second issue is the rule of law. Here, the State Property Fund works as transparently as possible. We are also in favor of showing the real situation at enterprises. We continued the practice of open days, when investors can come to the facility before privatization, and we provide access to the company's documentation and its risks. This is so that the investor can know in advance what he is getting in the bag.

Because the investor is the one who, through privatization, will replenish the state budget that finances the Defense Forces today. And tomorrow, he will restart the enterprise, create new jobs, pay taxes, and bring development to the region. That is why the Fund always meets the needs of those who, thanks to their active position on the "economic front," bring the Victory closer.

Виталий Коваль возглавил Фонд государственного имущества два месяца назад. Среди главных задач Фонда — проведение большой приватизации и надлежащее управление государственными предприятиями.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

О состоянии государственных предприятий, о том, что Фонд госимущества хочет продать, а что оставить в государственной собственности, на каком этапе создание суверенного фонда и что будет дальше с бывшими активами российских олигархов — глава Фонда государственного имущества Виталий Коваль рассказал в эксклюзивном интервью для LIGA.net.

На прошлой неделе Фонд государственного имущества стал владельцем PINbank, принадлежавшего россиянину Евгению Гинеру. Какие планы у Фонда на него: вы его будете продавать или он станет частью суверенного фонда?

Этот банк уже национализирован. На сегодняшний день он не стоит на приватизацию. Рассматривается возможность его передачи другому органу управления, другому государственному учреждению, которое будет им управлять, потому что у банка есть лицензия.

Какие конфискованные активы россиян, которые передали в Фонд госимущества, вы планируете реализовать в этом году?

Сегодня российские активы должны работать в Украине. Есть много санкционных активов: начиная с парко-мест, конфискованных квартир, нежилых помещений, заканчивая, например, такими объектами, как Демуринский ГОК или ООО "Аэрок" (газобетонный завод, принадлежавший одному из крупнейших застройщиков России Андрею Молчанову. – Ред.). Аэрок сейчас готовится к приватизации, и я думаю, это будет один из наиболее интересных лотов в этом году.

На Демуринском ГОКе я был в эту субботу. Мы рассматриваем возможность его синергии с ОГХК, потому что на Демуринке есть мощное месторождение. Речь не идет об объединении. Говорится именно о синергии, когда для того, чтобы увеличить мощности двух предприятий, материально-техническая база ОГХК могла бы использоваться на хороших запасах месторождения Демуринского ГОКа.

То есть пока вы не планируете объединить Демуринский ГОК и ОГХК в единое предприятие?

Мы проводим консультации со специалистами по инженерии и геологии, чтобы понять, что делать с этими активами сейчас – продавать их вместе или по отдельности.

Удалось ли взять Демуринский ГОК под полный контроль?

Менеджмент был изменен в начале 2023 года. Последняя добыча там была в декабре прошлого года. Сейчас на Демуринке работают 264 специалиста.

Украина запустила процесс конфискации машиностроительных заводов в Сумах, ранее принадлежавших российскому Гидромашсервису. Были ли разговоры с правительством, чтобы их передали в управление Фонда государственного имущества?

Пока это предприятие к нам не передано. Сейчас его нет в распоряжении и управлении Фонда госимущества.

Давайте начнем с планов: сколько объектов большой и малой приватизации планируете приватизировать в этом году? Сколько и какие объекты должны оставаться в собственности государства?

У нас есть два перечня предприятий. Первый — это список малой приватизации, в нем 1460 объектов. Это торфодобывающие предприятия, комбинаты хлебопродуктов, гостиницы, экспертно-технические центры Гоструда, экспериментальные протезно-ортопедические предприятия, а также другие объекты для модернизации и восстановления производства и перепрофилирования, так называемые brownfields. А в перечне большой приватизации – 18 объектов.

Каждое предприятие живет своей экономической жизнью. Наша задача в этом году – от приватизации заработать для государственного бюджета 4 млрд грн. И первые недели дают положительную динамику, подтвержденную цифрами.

Сколько планируется привлечь денег от проданных российских активов?

От проданных санкционных активов деньги пойдут в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии РФ. Какого-то конкретного плана нет, но мы понимаем: чем больше продадим объектов, тем лучше. От количества и качества проданных санкционных активов будет зависеть количество денег в Фонде восстановления.

Напомню, санкционное имущество – это активы, которые по решению Высшего антикоррупционного суда переданы Фонду госимущества, для их реализации и наполнения бюджета Украины. Цель ФГИУ – найти проукраинских собственников, которые запустят производство, создадут новые рабочие места и дадут толчок для развития территорий.

Все активы, связанные со страной-агрессором, должны реализовываться прозрачным и открытым способом через аукцион. Это стало возможным благодаря правительству, утвердившему Порядок управления санкционным имуществом. Денежные средства пойдут в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии РФ.

Председатель Фонда госимущества  Виталий Коваль – что продаст Украина в 2024 году
Виталий Коваль (фото: пресс-служба ФГИУ)

Что сейчас происходит вокруг Центрэнерго? Какие у вас отношения с наблюдательным советом?

Фонд по своей организационной структуре взаимодействует с ним и через наблюдательный совет управляет предприятием. Мы систематически проводим рабочие встречи с руководством Центрэнерго, как обстоят дела в обществе. Точно могу сказать: при моем руководстве контакты Фонда госимущества с предприятиями будут глубже.

Я уже посещал Центрэнерго и буду там еще, в частности, чтобы контролировать остатки на складах. Сейчас там есть 174 000 тонн угля, а в дороге на предприятия едут еще десятки тысяч.

Сегодня электростанции Центрэнерго увеличили генерацию более чем в шесть раз, то есть вышли на уровень 2013 года.

Важно, что Центрэнерго играет и социальную роль. Когда генерация электроэнергии в стране падает, компания включается максимально и поддерживает необходимый уровень. Да, это приводит к убыткам предприятия. Но это об энергетической стабильности страны.

Из каких стран сейчас поставляется уголь на Центрэнерго и в какой пропорции?

В настоящее время все ТЭС ПАО "Центрэнерго" обеспечены топливом в соответствии с производственными потребностями. Склады пополняются углем из всех государственных шахт Украины в пределах их производственных возможностей. Однако этих объемов недостаточно. Поэтому частично используется уголь импортного происхождения.

Российского угля на Центрэнерго нет?

У меня нет информации об угле российского происхождения. Вся хозяйственная деятельность – в правлении Центрэнерго. Если такой уголь появится на предприятии, в этом уже будут разбираться правоохранительные органы.

"У меня нет информации об угле российского происхождения. Вся хозяйственная деятельность – в правлении Центрэнерго".

Экс и.о. генерального директора Центрэнерго на своей пресс-конференции говорил, что электростанции предприятия имеют изношенное оборудование и нехватку угля, а также что Трипольская и Змиевская ТЭС могут не выдержать зиму. Как вы оцениваете работу предприятий на середину зимы 2023/2024 годов?

Сегодня уже середина отопительного сезона. Повторюсь, есть рекордная мощность генерации за последние десять лет. На складах уголь есть. Никакого коллапса не произошло, никакой предсказанной "зрады" не случилось.

Давайте откровенно: на каждом крупном стратегическом предприятии бывший менеджмент рассказывает новому, как правильно вести дела. Только почему-то никто не отчитывается о своих убытках.

У Фонда есть предприятия, где прежний менеджмент оставил миллионы сгенерированных убытков. Экс-руководители некоторых из них позволяют себе рассказывать, как и что нужно сделать. Но почему-то молчат о своих ошибках.

Что происходит вокруг Одесского припортового завода, контролируете ли вы его и какие у вас отношения с руководством?

С точки зрения инженерной мысли, это одно из наиболее правильно сконструированных предприятий. Несмотря на то что ему 45 лет, оно все равно очень современное. ОПЗ постоянно находится в орбите управления Фонда, а последнее совещание было с ними в прошлый понедельник.

Сегодня предприятие работает по непрофильным направлениям: производит кислород и азот. Кроме того, занимается перевалкой зерновых. Но эта деятельность приносит только доход для финансирования основных расходов общества, чтобы удерживать коллектив и выплачивать львиную часть зарплаты.

В настоящее время мы рассматриваем возможность расширения деятельности. ОПЗ – это возможность грузить многотонные суда. Он практически выполняет роль глубоководных портов.

Мы не исключаем возможность его запуска по основному профилю. Но для того чтобы это сделать, нам нужна составляющая безопасности. Чтобы, например, в производство аммиака не прилетали ракеты.

Какие шансы продать ОГХК, ОПЗ и Центрэнерго в этом году? Заинтересованы ли потенциальные покупатели в этих предприятиях? Они из Украины или из-за границы?

На сегодняшний день аукционы по продаже ОГХК, ОПЗ и Центрэнерго еще не объявлены. Но, несмотря на военное положение в стране, к этим объектам приватизации есть интерес со стороны потенциальных инвесторов — как украинских, так и зарубежных.

В частности, уже выразили свою заинтересованность участвовать в приватизации ОГХК компании из-за рубежа. ОПЗ всегда будет интересовать промышленных инвесторов из-за возможности загрузки аммиака на корабли непосредственно на производстве.

Но у потенциальных инвесторов есть и определенный страх. Из-за отсутствия страхования военных рисков.

Хотя сегодня есть миф, что приватизация невозможна во время войны, мы уже давно его опровергли. Предприятия продаются, и по хорошим ценам. Рынок сам регулирует стоимость действительно перспективных объектов. Поэтому есть примеры аукционов, когда стартовая цена лота, равная его балансовой стоимости, вырастала в десятки раз.

Ранее была информация, что Фонд госимущества заявил на крупную приватизацию Сумыхимпром, АО "Украинские энергетические машины" (предприятия Турбоатом и Электротяжмаш. – Ред.). Как вы оцениваете шансы на их продажу, насколько эти предприятия готовы к приватизации?

76% акций АО "Украинские энергетические машины" находятся в управлении Кабинета министров, не в Фонде госимущества. Это сейчас стратегическое предприятие, которое работает на энергетику и на критические отрасли. Насколько мне известно, правительство не рассматривает возможность приватизации АО "Украинские энергетические машины" до завершения военного положения.

"Правительство не рассматривает возможность приватизации АО "Украинские энергетические машины" до завершения военного положения".

Сумыхимпром мы только вернули под контроль и избрали наблюдательный совет. Многие годы это предприятие было неподконтрольно государству. Хотя оно и владело 99,65% акций, но фактически контролировалась другой бизнес-группой и было доведено до банкротства. Поэтому сегодня наша первая задача – стабилизировать работу Сумыхимпрома.

Экс-глава Фонда госимущества Рустем Умеров в интервью изданию Forbes год назад говорил, что нужно провести аудит Ocean Plaza перед его продажей, это должен быть финансовый, технический и юридический аудит. Вы планируете продать Ocean Plaza во второй половине следующего года, когда  бы вы хотели провести аудит объекта?

Мы анализируем целесообразность и возможность проведения аудита Ocean Plaza. Есть ряд вопросов, которые сейчас изучаем, а дальше уже определимся с Due Diligence. На сегодняшний день четкого решения — будет он или нет – пока нет.

Никакого давления на миноритария от Фонда госимущества нет. Если у него есть какие-либо вопросы, мы готовы к диалогу. Более того, у нас была встреча с представителями компании "Ланита Инвест" (компания застройщика Андрея Иванова, владеющая 33,5% Ocean Plaza. – Ред.). У ФГИУ есть единая позиция относительно государственного имущества – им должны владеть проукраинские бизнесмены, а не те, кто работает против нашего государства. Если у миноритария есть проукраинская позиция, он не является пособником врага, то давления на него точно не будет.

"У ФГИУ есть единая позиция относительно государственного имущества – им должны владеть проукраинские бизнесмены, а не те, кто работает против нашего государства".

Планирует ли Фонд менять управляющую компанию, работавшую на предыдущего владельца 66%? Когда это произойдет? Если нет – почему?

Мы сейчас анализируем их деятельность в прошлом году. Это зависит от финансовых показателей и скорости взаимодействия с Фондом по вопросам приватизации. Если будем видеть, что финансовая дисциплина и финансовые результаты управляющей компании – отрицательные, что они не выполняют основных задач, возложенных на них уставом, что нет взаимодействия в подготовке к приватизации, то решение об их изменении может быть принято.

ТРЦ работает с ноября 2022 года. Несколько месяцев назад государство вернуло предварительную версию устава, и теперь мажоритарный собственник может самостоятельно принимать решения о распределении прибыли. Когда вы планируете выплачивать дивиденды акционерам? В частности, сколько денег получит государство?

По закону, если общество получило прибыль, то она в пропорциональных частях выплачивается акционерам. То есть государство получает свое, а миноритарный акционер – свое. Это не решение государства, выплачивать или нет. Есть вопрос, заработала или не заработала управляющая компания, чтобы их выплачивать. Что касается бюджета, то финансовый план утверждается каждый год.

Председатель Фонда госимущества  Виталий Коваль – что продаст Украина в 2024 году
Виталий Коваль (фото: пресс-служба ФГИУ)

Иногда к Фонду государственного имущества предъявляются претензии, что вы продаете предприятия за бесценок…

Нас действительно часто спрашивают, почему вы стартуете по таким низким ценам, если, к примеру, предприятие продается более чем за 10 млн, а Фонд начинает его продажу с 500 000 грн. Мы выставляем объекты на продажу по балансовой стоимости. А уже во время торгов участники, борясь за право собственности, приводят его к рыночной стоимости. И это каждый раз демонстрирует, готов ли рынок к приватизации – он готов.

К примеру, на прошлой неделе мы продали объекты, где цена выросла в разы. Во время борьбы за нежилое здание во Львове цена выросла в семь раз, его продали за 85 млн грн. А по ГП "Сельскохозяйственное предприятие "Земельный фонд" цена актива увеличилась более чем в пять раз – со стартовой 8,5 млн грн до победных 43,1 млн грн.

Рустем Умеров анонсировал создание суверенного фонда для управления стратегическими активами. На какой стадии сейчас его создание, какие объекты вы планируете внести в него в 2024 году?

Суверенный фонд находится в стадии формирования и концептуального оформления самой идеи. Сейчас мы изучаем модели других стран. Нам подходит симбиоз разных моделей. Мы провели консультации с Французской холдинговой компанией, являющейся местным аналогом ФГИУ и владеющей более 80 французскими государственными предприятиями. Изучаем норвежский и польский опыт. Даже смотрим, как это работает в странах Ближнего Востока. Кстати, там основной доход у суверенных фондов от рентной продажи нефти. А мы должны найти свои возможности для получения прибыли для государства.

Сейчас проводим процедуру сортировки, где определяем предприятия, которые в своей деятельности являются стратегическими для Украины и дают доход. Именно они будут кандидатами в суверенный фонд. Но о конкретном списке предприятий сейчас рано говорить, пока формируется его концепция.

Государство продало Волыньторф и Ривнеторф. Далее в планах продажа других торфяных предприятий. Какие вы планируете продать в 2024 году? Как продаже может помешать отсутствие спецразрешений на добычу и как это влияет на цену предприятий? И что с этим делать?

К примеру, Ривнеторф на момент приватизации сгенерировал на первое полугодие 2023 года 17 млн грн дохода. Это было предприятие с прозрачной документацией и разрешениями. Поэтому и было продано за 205 млн грн. А отсутствие спецразрешений негативно влияет на цену. Также важно, чтобы менеджмент перед продажей хорошо поработал над ним.

Таким же путем мы пойдем и по другим торфяным предприятиям. При необходимости, изменим менеджмент, проработаем возможности получить недостающие спецразрешения и доведем до приватизации. Но, согласно последним изменениям в законодательстве, компания, приватизировавшая предприятие с лицензиями, имеет приоритетное право перерегистрировать на себя имеющиеся лицензии. Это положительно повлияло на приватизацию таких предприятий.

А что касается работников на предприятиях. Например, на Черниговторфе коллектив не хочет приватизации…

Коллективы нигде не хотят приватизации. Люди не хотят перемен. Это потому, что работники не понимают, что будет с предприятием после приватизации. Во время войны мы не допускаем такого, чтобы предприятия генерировали убытки. Если на некоторых предприятиях выросли местечковые группы, которые подстрекают коллективы и ставят палки в колеса приватизации, прикрываясь какими-нибудь социальными процессами, то это неправильно. Если бизнес-процесс на государственном предприятии системно идет вниз, уменьшается доход, а черный рынок продажи их сырья процветает, то у меня вопрос: что делает менеджмент и что делает коллектив, позволяющий этому негативному фактору развиваться. И я не конкретно о Чернигове, а в общем об этом как явлении.

Последний вопрос касается гарантий безопасности для защиты инвесторов. Какими вы видите эти гарантии, как коммуницируете возможность практического воплощения этих гарантий с нашим правительством? Как это может выглядеть?

Сегодня мы четко понимаем, что важно иметь гарантии для инвесторов. Они делятся на две составляющие. Первая – это физическая безопасность собственности. Это как раз о страховых рисках. Здесь мы взаимодействуем с Экспортно-кредитным агентством, которое может предоставить международным инвесторам страхование деятельности в Украине. Это страхование от военных рисков, которое предоставляет международное агентство MIGA (Международное агентство по гарантированию инвестиций Всемирного банка. – Ред.).

Второй вопрос – это верховенство права. Здесь Фонд госимущества работает максимально прозрачно. Также мы за то, чтобы показывать, какова реальная ситуация на предприятиях. Мы продолжили практику дней открытых дверей, когда инвестор может перед приватизацией прийти на объект, мы предоставляем доступ к документации предприятия и его рискам. Чтобы инвестор заранее мог знать, что он получает в мешке.

Потому что инвестор – это тот, кто сегодня благодаря приватизации пополнит госбюджет, из которого финансируются Силы обороны. А завтра перезапустит работу предприятия, создаст новые рабочие места, заплатит налоги и даст развитие региону. Поэтому Фонд всегда идет навстречу тем, кто благодаря активной позиции на "экономическом фронте" своими действиями приближает Победу.