Каждый день в электронной системе Prozorro объявляется от нескольких сотен до нескольких тысяч закупок. Государственные и коммунальные заказчики объявляют тендеры на закупку товаров, работ и услуг. Это могут быть продукты питания, техника, оборудование, общественный транспорт, строительные материалы, лекарства и многое другое.

Электронная система Prozorro, конечно, уменьшает коррупцию и повышает эффективность торгов. Но даже она не гарантирует стопроцентную защиту от злоупотреблений.

Приоритетная задача, стоящая перед сотрудниками Бюро экономической безопасности в этой сфере, — выявить рисковые закупки и добиться, чтобы распорядители бюджетных средств, которые объявляли тендеры, отменили невыгодные для государства результаты или договорились о снижении цен и о более приемлемых условиях.

С начала 2023 года аналитики БЭБ в Киевской области проанализировали более двух тысяч тендерных закупок с ожидаемой стоимостью более 1 млн грн и выявили риски на общую сумму 211 млн грн.

К каким наиболее распространенным "схемам" прибегают инициаторы закупок?

Проведение тендеров по завышенным ценам.

Недавно аналитики Территориального управления Бюро экономической безопасности в Киевской области предупредили растрату более 6 млн грн из местного бюджета во время проведения тендера по капитальному ремонту дороги. Специалисты Бюро проанализировали рыночные цены на строительные материалы, указанные в смете, и выяснили, что их цена значительно завышена. К примеру, стоимость щебнево-песчаной смеси была завышена на 140 процентов, а опоры для уличного освещения — на 234 процента.

Еще один недавний пример — закупка томографа ОФЭКТ для облонкодиспансера коммунальным учреждением Киевского облсовета "База специальной медицинской поставки". Ожидаемая стоимость аппарата составила 44,5 млн грн. Сотрудники БЭБ проанализировали покупку аналогичного медицинского оборудования другими заказчиками и выяснили, что ее стоимость завышена почти вдвое.

Нецелевое внедрение бюджетных средств.

И это не только о "барабанах", есть ремонты дорог по третьему кругу или уборка нефункционирующих помещений.

Например, недавно государственное предприятие проводило тендер на закупку услуг по уборке помещений объекта инфраструктуры, не функционирующего с начала 2022 года. Сумма, которую должностные лица собирались потратить, составила почти 52 млн грн.

Также можно упомянуть ремонт дороги по третьему кругу в Бучанском районе Киевской области. Аналитики проанализировали аукцион и обнаружили, что этот отрезок дороги уже был объектом капитального ремонта в 2020-2021 годах. Тогда на ремонт дороги потратили 13,9 млн грн и 6,5 млн грн. При этом гарантийный срок эксплуатации по предварительным договорам еще не истек. В этом году чиновники собирались потратить еще 5,2 млн грн из местного бюджета.

Этот перечень нарушений не является исчерпывающим. В поле зрения аналитиков часто попадают субъекты хозяйствования, которые становятся победителями тендеров на предоставление услуг, при этом нет ни наемных работников, ни необходимой материально-технической базы для выполнения заказа.

По результатам выявления таких злоупотреблений сотрудники БЭБ направляют рекомендательные письма в государственные органы, органы местного самоуправления, распорядителям бюджетных средств по выявленным рискам. В итоге некоторые тендеры расторгают, а договоры на поставку товаров или оказанию услуг расторгают или перезаключают с новыми условиями.

Однако обязательность и сроки, в которые госорган должен отреагировать на рекомендацию аналитиков Бюро, не урегулированы законодательно. Это усложняет предупреждение растрат до начала досудебного расследования.

Тем не менее аналитики и детективы БЭБ продолжают выявлять и расследовать нарушения законодательства во время тендерных закупок, чтобы предотвратить растрату бюджетных средств.

В то же время обращаем внимание органов исполнительной власти и государственных учреждений на важность соблюдения требований действующего законодательства в сфере публичных закупок и организацию надлежащего контроля за их проведением.