Не буду вдаваться в технические детали, почему "нянями" воспользовались (подали заявки на реализацию инвестпроектов) не так много потенциальных инвесторов. Однако уже сейчас вполне уместно говорить о необходимости повышения инвестиционной привлекательности государства другим путем.

Одним из них может быть неформальный институт инвестиционных амбассадоров. Речь идет о компаниях, которые помогают экономике, продолжают работать и платить налоги, и главное – инвестируют в Украину, несмотря на все опасности войны. Такие инвестиционные амбассадоры являются наглядным примером для других компаний и фондов вкладывать в Украину. Ибо это не только почетно, но и выгодно.

Экспертиза и опыт привлечения финансирования, имеющиеся у инвестиционных амбассадоров, уникальны. В Украине во время полномасштабной войны их трудно переоценить, ведь такой войны на европейском континенте не было более 80 лет. Инвесторы были вынуждены подстраиваться под страшные реалии безопасности, активные изменения законодательства и связанные с этим ограничения и регулирования.

На вопрос, что является ключевым при принятии решения инвестировать в Украину, простого ответа очевидно нет. Он комплексный, имеет множество деталей для каждого конкретного инвестора. Но, что мы знаем наверняка, это то, что инвесторов объединяет вера в Украину, украинцев и нашу победу.

Сами инвесторы, как и суммы инвестиций, могут быть совершенно разными. Однако как малому, так и крупному бизнесу при принятии решения об инвестировании нужны четкие сигналы от государства, что оно готово способствовать этим инвестициям и сделает все возможное, чтобы компания не только пришла на рынок, но и хотела инвестировать дальше и развивать бизнес в Украине. Поэтому государство, понимая это, должно оценивать инвестиции не просто как капиталовложения, но и как возможность создавать дополнительное доверие к нашему рынку.

После всех этих вызовов войны у инвесторов появляется конкретное понимание, что и где следует изменить, улучшить или вообще убрать, потому что это может мешать принятию решения по финансированию. И эти предложения по улучшению инвестиционного климата от бизнеса следует обобщить в единый документ и обсудить с руководством государства для усовершенствования законодательства. Такой подход позволит инвестору не просто направить письмо и получить формальный ответ, а оперативно поделиться обратной связью и рассчитывать на изменения.

Истории инвестиционных амбассадоров, которые, несмотря на сложнейшие условия, здесь и сейчас уже реализуют или планируют реализовать инвестиционные проекты, – это истории восстановления новой Украины. Эти компании не ждут попутного ветра, а, наоборот, – показывают своим примером веру и готовность помогать. Эти истории заслуживают быть на страницах The Economist и Forbes. И важно, чтобы каждый инвестиционный посол подхватил инициативу и рассказывал о собственных проектах за границей.

Поделюсь своим опытом. В июне этого года Филипп Моррис заявила о намерении инвестировать 30 млн долларов в новое производство во Львовской области. С 24 февраля 2022 года наша фабрика в Харьковской области была остановлена из-за постоянных обстрелов. Учитывая риски для своих сотрудников, мы приняли решение диверсифицировать и запустить новое предприятие подальше от зоны боевых действий, но все же в Украине. Представьте, все это время нам пришлось работать без собственных производственных мощностей. Тем не менее мы не оставили украинский рынок и постоянно искали возможности, как обеспечить устойчивые поставки нашей продукции. Ведь от того, будет ли наша компания работать сегодня, зависит наполнение государственного бюджета завтра.

Надеемся, что наша инвестиция станет мощным сигналом для других компаний, придаст уверенности в экономике Украины и ее будущем.