Экономика Украины в значительной степени разрушена войной. При всех минусах это открывает возможности для послевоенного расширенного восстановления, которое будет сопровождаться модернизацией, как технической (более современные технологии и подходы к строительству), так и институциональной.

Партнеры Украины берутся помогать в этом, в том числе (но не только) через финансирование восстановления, в большей степени за счет страны-агрессора российской федерации.

При этом партнеры заинтересованы, чтобы Украина не только победила на поле боя, но и затем быстро восстановила на новых началах свою экономику и одновременно провела реформы, необходимые для дальнейшего стремительного экономического прорыва.

Главным инструментом достижения этих целей является послевоенное развитие. В случае успеха, оно может обеспечить общественные и институциональные преобразования, необходимые для дальнейшего устойчивого стремительного развития и успешной гармонизации с ЕС, и может заложить фундамент для "экономического чуда", что позволило бы Украине быстро догнать по крайней мере средний уровень благосостояния ЕС, устранив необходимость в дальнейшей помощи со стороны партнеров.

Но помешать может ряд препятствий.

Во-первых, это, конечно, традиционно относительно высокая склонность к коррупции и, шире – патронализму, из-за глубоко укоренившихся системных институциональных пороков и связанных с ними плохих практик. На это наложится отсутствие отработанных механизмов прозрачного и эффективного распределения средств такого масштаба.

Будет добавлять проблем и несвойственная Украине, но унаследованная от СССР централизованная система "вертикали власти", которую так любят многие влиятельные лица. При этом общества и правительства стран-партнеров очень чувствительны к возможным коррупционным скандалам с помощью Украине, из-за (частично преувеличенных) представлений об уровне коррупции в нашей стране.

Есть также ряд вызовов неинституциональной природы, которые также могут осложнять успешное восстановление, в том числе нехватка юридических механизмов для конфискации средств РФ, нехватка рабочей силы из-за большой эмиграции, недостаточную готовность украинского бизнеса к конкуренции с предпринимателями развитых стран в получении подрядов по программам восстановления по равным и прозрачным правилам и т.д.

В то же время, текущая ситуация в Украине хотя и менее благоприятна, по сравнению с послевоенной Западной Европой, однако выгодно отличается от стран Азии и Африки, где программы восстановления не достигли цели.

В частности, речь идет о проверенных практикой механизмах для прозрачного осуществления закупок товаров и услуг (ProZorro), работающей системе преследования за коррупционные преступления, высоком уровне нетерпимости к коррупции в обществе, относительно высоком доверии к общественному сектору и местному самоуправлению, а также предпринимателям и, соответственно, их ассоциаций. Впрочем, все это еще нужно уметь использовать.

Кроме того, для успеха требуется системный, комплексный и стратегически ориентированный подход, в противоположность распространенным, к сожалению, практикам поверхностного и фрагментарного упрощенного видения проблем и их решений.

В соответствии с этим специалисты аналитических центров сформировали предложения, на которых должна быть построена программа восстановления:

1. Финансовая помощь для восстановления и дальнейшего развития должна быть частью более комплексного пакета помощи, нацеленного на ускорение системных общественно-институциональных преобразований. Это позволит создать механизмы распределения, которые будут работать в условиях Украины.

2. Финансирование должно быть направлено не только в публичный сектор (инфраструктура и др.), но и в частный сектор, где первоочередной задачей является компенсация прямых материальных потерь как домохозяйствам, так и предпринимателям.

3. Распределение остальных денег должно происходить:

  • на самом низком возможном уровне;
  • коллегиально, под контролем смешанных комиссий, которые обязательно должны включать представителей местного бизнес-сообщества, гражданского сектора и независимых наблюдателей от международных организаций;
  • все этапы процесса должны быть полностью открыты, с прямыми видеотрансляциями и записями;
  • средства помощи, отличной от собственно восстановления, нужно максимально опускать на уровень местных властей, но в первую очередь как ежегодные долгосрочные субвенции на целевые программы, которые должны корреспондироваться с государственными программами и обеспечивать создание рабочих мест;
  • подрядчики по освоению этих средств должны определяться через открытые и прозрачные механизмы, прежде всего ПроЗорро;
  • средства на помощь бизнесу, не относящиеся к непосредственной компенсации потерь, должны распределяться по квазирыночными механизмами, с привлечением коммерческих банков и частных инвесторов по механизму смешанных финансов (blended finance) и сопровождаться механизмами страхования военных рисков.

4. Наряду с собственно восстановлением одним из приоритетных направлений помощи должно стать расширение узкого места логистики и решение других проблем доступа украинского бизнеса на внешние рынки, а также импорта необходимых для восстановления материалов и оборудования.

5. При этом необходимо избегать практик и политик, создающих потенциальные коррупционные риски – таких как выборочная поддержка отдельных предприятий или отраслей экономики, протекционизм, предоставление привилегий и т.д. В то же время программа должна предусматривать выравнивание условий для всех подрядчиков, в частности:

  • соблюдение зарубежными участниками украинского законодательства, по которому участие в тендерах могут принимать только физические и юридические лица – резиденты Украины;
  • широкое и доступное обучение потенциальных украинских подрядчиков особенностям тендерных процедур, соблюдению требований compliance и due diligence;
  • предоставление украинским компаниям, не являющимся представительствами иностранных, льготных кредитов на выполнение проектов по восстановлению в случае их победы на тендерах.

6. Важно обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество украинского бизнеса и иностранных компаний. При этом немаловажную роль могут сыграть инвестиционные фонды из развитых юрисдикций, в том числе фонды private equity. Также важным инструментом восстановления может стать предоставление льгот и преференций (льготы должны касаться инвестиций, а не сбыта товаров на рынок) при инвестировании в Украину крупным иностранным компаниям от их материнских государств.

Подробно предложения по качественному восстановлению Украины будут обсуждены экономистами, представителями бизнеса и власти – на Форуме "Ключевые антикоррупционные и институциональные изменения для восстановления Украины" 7 июня, организованного крупнейшими коалициями бизнеса "Украинский совет бизнеса" (УРБ) и "Национальная бизнес-коалиция" (НБК), при поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE). 

Украина и ее иностранные партнеры преимущественно с честью выдержали экзамен по войне. Надеемся на полную и, по возможности, скорую победу в войне. Но потому не менее важным испытанием будет восстановление и развитие – к этому экзамену нужно готовиться уже сегодня.