За последние полвека Корея – одна из самых бедных экономик мира – превратилась в одну из самых мощных. И если на начальном этапе страна ориентировалась на экспорт и крупный бизнес, то сегодня вся ее экономика держится за счет интеллектуального капитала. Как следствие – "приток интеллекта" со всего мира. И Корея создает все условия и инфраструктуру для развития зарубежных стартаперов.

Все эти наногорода, исследовательские центры, центры стартапов – результат своевременного развития сферы интеллектуальной собственности. А еще — ІР-суда как инструмента защиты и безопасности отечественных и гостевых творцов.

На самом деле суды по вопросам интеллектуальной собственности сегодня функционируют во всех развитых странах — США, Германии, Британии, Японии, Португалии и т.д. Наличие этого института позволяет не только защищать интеллектуальную элиту, но и добавить цивилизованности всем бизнес-процессам внутри страны.

В Украине этому вопросу начали уделять внимание менее 10 лет назад. Но пока большинство споров в сфере IP относят к компетенции хозяйственных судов. И из-за полярности правовых позиций судебных органов относительно "правовой неопределенности" ІР мы все еще не готовы догонять те же страны-инноваторы.

Следовательно, нужно ускорять запуск Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности. Этот суд Украина могла бы запустить еще в 2019 году вместе с ВАКС. Но сфера IP на тот момент не воспринялась как приоритетная, и отбор кандидатов в судьи IP Суда так и не был завершен. Мы потеряли время и возможности существенно улучшить систему защиты IP-прав в глазах не только собственного бизнеса, правообладателей, но и потенциальных инвесторов.

Довести сегодня этот процесс до логического завершения – одна из неотложных задач на пути подготовки Украины к послевоенному восстановлению и вступлению в ЕС и НАТО. Однако мало просто "запустить" суд. Нам необходимо также доработать соответствующую правовую базу, в т.ч. внести изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, учитывая специфику ІР-права. Ведь уже сейчас мы можем констатировать, что перечень дел, отнесенных ХПК к юрисдикции ІР-суда, неполон, что потенциально может спровоцировать ряд судебных коллизий.

В усовершенствовании нуждается и судебно-экспертная деятельность относительно объектов интеллектуальной собственности, так как экспертные выводы — это один из наиболее используемых источников доказательств в процессе рассмотрения дел о нарушении ІР. Поэтому не менее остро в Украине стоит и вопрос наращивания кадрового потенциала и методик работы судебной экспертизы в ІР-сфере.

Так что впереди у нас еще много работы. Для тех же послевоенных инвестиций, а также уже украинских наногородов и центров стартапов.