Выборы специального антикоррупционного прокурора превратились в очередную бюрократическую сагу. Гражданские активисты и западные эксперты предъявляли претензии и к принципам формирования конкурсной комиссии, и к ее членам, назначенным по квоте Генпрокуратуры. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что спецпрокурор должен быть назначен до 1 декабря. Какова вероятность, что конкурсная комиссия уложится в назначенные главой государства сроки, и как проходит отбор кандидатов - в колонке главы правления Transparency International Украина Андрея Марусова.

Несмотря на все скандалы и разборки, конкурс продолжается. Заседания комиссии регулярно транслируются в прямом эфире, соискатели уже прошли первичный квалификационный отбор и проверку основных компетенций. Сейчас идет этап собеседований.

Очень важно, что под давлением западных партнеров и гражданского общества удалось добиться изменения среди членов комиссии, назначенных по квоте Генерального прокурора Виктора Шокина. Напомню, что он назначает 4 из 11 членов комиссии, и у общественных организаций и представителей ЕС и США назначенные кандидатуры вызвали очень много вопросов: они непосредственно связаны с сотрудниками Генпрокуратуры, замешанными в "деле бриллиантовых прокуроров". После долгих препирательств Шокин согласился заменить двух из четырех "своих" членов комиссии. О полной победе речь не идет, но достижение, без сомнения, значимое.

Читайте также Виталий Шабунин: кого и когда выберут антикоррупционным прокурором

Тем не менее сохраняется опасность, что власть попытается протащить на должность антикоррупционного прокурора подконтрольного ей человека. Опасения вызывает несколько факторов. Первый - неизвестна реальная независимость переназначенных членов комиссии. Они гораздо лучше предшественников, но уровень влияния на них генпрокурора и Администрации президента неизвестен. Второй - некоторые члены комиссии, отобранные Верховной Радой. Рада назначала семь из одиннадцати членов, что вроде бы должно было минимизировать возможность исполнительной власти/ГПУ влиять на конкурс. Но на самом деле некоторые люди, прошедшие по квоте парламента, в значительной мере все равно ориентируются на мнение лидеров фракций и блоков. Например, бывший министр культуры Евгений Нищук. Есть вероятность, что их убедят проголосовать за провластного кандидата, и он в таком случае получит необходимое большинство голосов.

Власть не решится протаскивать самых одиозных личностей, явно замешанных в коррупционных скандалах или очевидно подконтрольных каким-либо политическим силам. Это неизбежно вызовет скандал и сорвет конкурс

В то же время не стоит забывать о присутствии в комиссии представителя западных партнеров - Мэри Батлер (заместителя руководителя подразделения по борьбе с отмыванием денег Минюста США), и гражданского общества - Виталия Шабунина (главы правления Центра противодействия коррупции). Их участие в отборе и оценке соискателей гарантирует, что власть не решится протаскивать самых одиозных личностей, явно замешанных в коррупционных скандалах или очевидно подконтрольных каким-либо политическим силам. Это неизбежно вызовет скандал и сорвет конкурс, а европейские и американские политики уже неоднократно предупреждали и Порошенко, и Яценюка о необходимости скорейшего начала работы антикоррупционной прокуратуры. Еще один провал вызовет очень много неприятных для украинской власти вопросов.

При этом отдать столь мощный инструмент борьбы с высокопоставленными взяточниками действительно независимому и сильному лидеру президент и премьер тоже вряд ли решатся. Такой вывод можно сделать по уже прошедшим конкурсам на должность главы антикоррупционного бюро, фискальной службы, ряда других ведомств и госмонополий. По-настоящему объективный и неподконтрольный человек на должность специального антикоррупционного прокурора может представлять опасность не только для представителей бывшей "Семьи" Януковича, но и для нынешних взяточников в высших эшелонах власти.

Читайте также Что происходит с антикоррупционной прокуратурой

Поэтому мой прогноз - руководителем спецпрокуратуры станет, с наибольшей вероятностью, не агрессивный лидер, а довольно мягкий и уступчивый человек. Он не будет прямо связан ни с одной политической и бизнес-группой, но определенные рычаги влияния на него власть получит. Например, через подчиненных или неспособность жестко противостоять давлению со стороны руководства ГПУ, Администрации президента, Кабмина, Верховной Рады. То есть - своеобразный аналог главы НАБ Артема Сытника, действия которого (точнее - бездействие) по подбору кадров в НАБ вызывают очень много вопросов.

Автор - глава правления Transparency International Украина Андрей Марусов