Догнать Roshen. Зачем кондитеры открывают свои магазины
АВК Владимира Авраменко последней из крупных украинских кондитерских компаний обзавелась собственной торговой точкой. В ноябре начал работу ее фирменный магазин, в открытие которого компания инвестировала более 1 млн грн, рассказывал журналистам гендиректор днепровской кондитерской фабрики АВК Олег Гаряжа. В ближайших планах АВК - открытие десяти фирменных торговых точек в Днепре и интернет-магазина. Зачем украинские кондитеры развивают собственные сети?
Минус объемы, плюс розница
По итогам 2014 года производство кондитерских изделий в Украине сократилось на рекордные 20%. В 2015-м негативная динамика лишь усилилась: согласно данным Госстата, в прошлом году производство сладостей упало с 710 800 до 616 000 тонн. "В зоне АТО в предыдущие годы выпускали до 180 000 тонн кондитерской продукции - около 18% от общего объема производства. В 2014 году объемы производства в Донецкой и Луганской областях сократились в три раза, производство кондитерских изделий на подконтрольной боевикам территории не ведется", - пояснил сокращение рынка глава отраслевого объединения Укркондпром Александр Балдынюк.
Поблизости от боевых действий находились фабрики двух крупнейших производителей - компании АВК и Конти Бориса Колесникова. Сегодня, как уверяют собственники, эти предприятия не работают. В статистических сводках их работа не учитывается.
До аннексии Крыма и АТО позиции всех украинских кондитеров в фирменной рознице неизменно укреплялись. При этом только лидер рынка - Roshen Петра Порошенко - был единственным игроком, у которого получалось расширять сеть магазинов. Последние три года фирменная розница Roshen растет, как на дрожжах. Сеть фирменных магазинов сейчас насчитывает 44 торговые точки - на треть больше, чем было в 2015 году, говорится на сайте компании. В ближайших планах - выход на рынок Днепра, где уже начал работать АВК, а также переформатирование некоторых торговых точек в кафе-кондитерские.
Читайте также - Партнер президента: Я Roshen делал "для себя", а не на продажу
Один из конкурентов Roshen - харьковская фабрика Бисквит-Шоколад Аллы Коваленко. Фирменная розница харьковских кондитеров состоит из пяти магазинов, двух киосков и двух магазинов с собственными названиями - Ведмедик и Золотой улей.
Еще одному известному кондитеру - житомирской фабрике ЖЛ - также принадлежало 12 собственных торговых точек. Однако, как сообщили ЛІГА.net в пресс-службе компании, из-за корпоративного конфликта там сейчас не располагают информацией об их работе.
По их стопам пошли и другие производители сладостей: 12 магазинов у полтавской компании Доминик, 6 - у кременчугской Лукас.
Сможет ли АВК конкурировать в ритейле с крупнейшими производителями сладостей? "Почему бы нет? Конкурировать можно и нужно", - говорит Гаряжа.
Борьба за лояльность
По словам исполнительного директора АВК Романа Бабца, собственный магазин должен окупиться максимум за три года. В Roshen предупреждают, что фирменная сеть - долгая инвестиция. "Магазины не только открываются, но и закрываются. На открытии все не заканчивается - через какое-то время уже открытый магазин требует новых вложений", - рассказали ЛІГА.net в пресс-службе Roshen. По данным гендиректора корпорации Вячеслава Москалевского, открытие одной торговой точки обходится в 1,5 млн грн, через фирменную сеть продается около 5% всего объема сладостей. В 2015 году корпорация президента заработала $450 млн. Выручку собственной розницы в компании не раскрывают. "Но усилия окупаются", - отмечают в Roshen.
Открытие фирменного магазина рядом с продовольственным супермаркетом может привести к падению продаж кондитерской продукции примерно на 15%, признает замглавы Наблюдательного совета компании Пакко (сети Пакко, Вопак) Олег Мерченко.
Списывать со счетов супермаркеты рано. "Не все покупатели готовы выйти из супермаркета и с полными пакетами заходить в фирменный магазин за коробкой конфет", - подчеркивает совладелец сетей Таврия-В и Космос Борис Музалев.
Мария Бровинская
Александра Некращук