Ошибка ценой в Prius? Украина рискует потерять киотские квоты
Остап Семерак

В конце прошлого месяца министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак сообщил, что обратился в правоохранительные органы с заявлением о возможной коррупции при администрировании реестра выбросов парниковых газов. В тот же день министр сделал еще одно более сенсационное заявление: "В Бонне 21 июня эксперты (ООН. - Авт.) рекомендовали не засчитать Украине отчеты (о выполнении Киотского протокола. - Авт.)".

Как связаны два этих заявления? Ответ на этот вопрос дала в тот же день директор департамента по вопросам изменения климата и сохранения озонового слоя Светлана Гринчук: 8 августа 2015 года компания Софтлайн отключила реестр выбросов парниковых газов. С 2007 года она была техническим администратором этого ресурса. Поскольку реестр не работает, Украину можно обвинить в нарушении условий протокола. Если верить заявлениям министра, правоохранители ему понадобились, чтобы проверить расценки и условия, на которых чиновники старой власти закупали услуги у Софтлайн.

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ 

Украина продает квоты на выбросы углекислого газа другим странам, если сама их не использует. Условия регулируются Конвенцией ООН об изменении климата (Киотский протокол). Украина ведет учет выбросов в специальном реестре и отчитывается на встречах в комитете ООН. Эта информация используется для расчета квот. Крупнейшим для Украины является соглашение по продаже квот с Японией на $800 млн. В рамках договоренностей Япония, в частности, поставляет автомобили Toyota Prius, которые использует Национальная полиция.

Ситуация гораздо серьезнее, чем ее описывает министр, убежден председатель наблюдательного совета Фонда целевых экологических инвестиций Алексей Хабатюк. 21 июня в Бонне экспертами ООН (Framework convention on climate change) уже было зафиксировано, что Украина фактически не выполняет условия Киотского протокола. А в сентябре на очередном заседании в Бонне, по его словам, с большой вероятностью, будет принято окончательное решение о нарушении Украиной взятых на себя международных обязательств.

kioto1.JPG

Компания Софтлайн в начале месяца выступила с контробвинением: с начала прошлого года вплоть до отключения реестра в августе Минэкологии вообще не платило за услуги его обслуживания. Более того, министерство никак не реагировало на обращения подрядчика. В том числе на сообщение о том, что реестр будет отключен.

"Договор на 2015 год не был заключен по неизвестным нам причинам", - говорится в обращении Софтлайн к министерству. Компания также сообщает, что последний договор на обслуживание реестра был подписан с Госэкоинвестагентством. Эта структура до 2015 года отвечала за реестр. А после ее ликвидации правопреемником функций стало Минэкологии.

Халатны как никогда

Почему же Минэкологии и природы в течение года так и не смогло решить технический вопрос, кто будет вести реестр? "Минприроды, де-юре взяв на себя функции по обеспечению функционирования реестра, де-факто их не выполнила", - отмечает Хабатюк. С 2014 года команды управленцев в министерстве менялись несколько раз. И Остап Семерак получил в наследство неконтролируемую "киотскую катастрофу" для Украины. 

Светлана Гринчук, с которой связалась ЛІГА.net, говорит, что приступила к выполнению своих обязанностей только в конце апреля нынешнего года. Когда все сроки международных отчетов по Киото давно прошли. Она признает образовавшуюся проблему и кивает на предшественников, которые допустили отключение реестра.

Во сколько обходилось Украине обслуживание реестра выбросов парниковых газов? Как уточнили ЛІГА.net в Софтлайне, договор перезаключался ежегодно и расценки менялись. По состоянию на 2014 год эта услуга стоила 120 000 грн в месяц (размещение серверов на техплощадках, системы администрирования, безопасности, аренда каналов связи и пр). Много это или мало, понять сложно, не имея перед глазами четкой структуры затрат Софтлайна. Руководитель компании DeNovo Максим Агеев, которого ЛІГА.net попросила приблизительно охарактеризовать условия ведения реестра на основе публичной информации, считает эти расценки высокими. Особенно для 2014 года, когда курс доллара был гораздо ниже, чем сейчас. "За 120 000 грн в месяц даже сегодня наша компания взялась бы мониторить инфраструктуру банка размера, например, Credit Agricole", - отмечает он.

Читайте также: Чужими руками: кто защитит чиновников в интернете

Сейчас гораздо важнее не расценки прошлых лет, а отсутствие действующего техадминистратора, говорит Хабатюк. Он удивляется, почему за год министерство так и не объявило открытый тендер на эти услуги, если посчитало, что старые расценки были завышенными.

Что дальше?

Софтлайн намерен перезапустить реестр "на волонтерских принципах" и ждать подписания договора и оплаты, рассказывают в Софтлайне. "Если тендера через Prozorro не будет, будем требовать, чтобы министерство перенесло реестр на другую хостинг-площадку. Передача будет полностью бесплатной", - уверяют в компании.

Светлана Гринчук говорит, что Софтлайн должен поддержать государство и включить реестр для отчета по Киото. "А потом мы будем создавать новый реестр или усовершенствовать существующий", - надеется она.

В Софтлайне подтверждают: сразу же после заявления Семерака о коррупции на счет компании от министерства поступил аванс 50 000 грн за включение реестра. Правоохранительные органы к ним не приходили, отмечают в компании.

Читайте также: 22 года санкций. Как Инком обхитрил Всемирный банк

Алексей Хабатюк предупреждает: помимо имиджевых потерь, нарушение Украиной условий Киотского протокола может быть чревато пересмотром уже заключенных коммерческих договоров, скажем, с Японией о покупке квот на выбросы углекислого газа. Речь идет, например, о поставках Японией гибридных патрульных автомобилей Toyota Prius. Хотя Светлана Гринчук утверждает, что договоры прошлых лет никто не имеет права пересматривать.

"У нас есть шансы показать дееспособный реестр, чтобы Украину в сентябре не признали несоответствующей соглашению", - подчеркивает она. По словам Гринчук, возможно, комитет при ООН даст Украине время и перенесет срок принятия финального решения. С представителями ООН по этому вопросу сейчас ведутся постоянные переговоры.