Счет идет на месяцы. Что будет с украинским зерном, если РФ нарушит "зерновое" соглашение
22 июля Украина подписала "зерновое" соглашение с Турцией и ООН о разблокировании украинского экспорта через Черное море. Это важно в первую очередь для вывоза 23,5 млн тонн прошлогоднего урожая, а также нового – украинские аграрии уже собрали более миллиона тонн зерновых.
Когда экспорт возобновится, зерно будут вывозить медленнее, чем в довоенное время. Поэтому аграриям может не хватать складов и элеваторов для хранения зерна в ближайшие месяцы. Вопрос будет стоять еще острее, если договоренность между странами-переговорщиками по разблокированию украинских портов не реализуется (Россия подписала зеркальный договор с Турцией и ООН).
Аграрии уже сейчас ищут способы сохранения урожая. Зерно пытаются вывозить подальше от фронта в центральные или западные области, говорит гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Роман Сластен. Одновременно альтернативой заполненным зернохранилищам становятся специальные пластиковые рукава.
LIGA.net разбиралась, как украинские аграрии сохраняют урожай и чем грозит нехватка хранилищ.
Исходные условия
Несмотря на войну Украина засеяла 13,4 млн га земель в 2022 году – это 95% от запланированных 14,2 млн га. Первый заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий прогнозирует 65 млн тонн урожая в этом году – это почти на 40% меньше прошлогоднего рекордного урожая в 106,6 млн тонн.
Общая мощность всех 1273 зернохранилищ Украины (на апрель) – 57 млн тонн, сообщили LIGA.net в компании Pro-Consulting. Больше всего зерна хранят в элеваторах, а также в зерновых терминалах портов. 40% мощностей для хранения зерна сконцентрировано в Одесской, Николаевской, Полтавской, Винницкой и Кировоградской областях. Российские войска уничтожили 94 элеватора, по данным Pro-Constulting. Из–за разрушения или оккупации из 28 портов работает только семь.
Россия заблокировала экспорт по морю, поэтому нужно хранить больше урожая. Однако мощностей для этого не хватает. "Учитывая прошлогодние остатки и динамику экспорта, не хватает мощностей для хранения на 10-15 млн тонн. Недостаток будет остро ощущаться осенью, когда начнут собирать кукурузу, подсолнечник и сою", – говорит гендиректор УКАБ Роман Сластен.
Сейчас проблема не кажется критической из-за того, что аграрии вывезли большую часть зерна до войны. "Мы вывезли до 40 млн тонн, еще оставалось вывезти до 20 млн тонн. И это только зерно: пшеница, кукуруза и ячмень", – объясняет доцент и вице-президент по экономическому образованию Киевской школы экономики Олег Нивьевский.
Агропромышленная группа Agricom Group, занимающаяся растениеводством и хранением зерновых и масличных культур в Житомирской та Черниговской областях (марки Добродия, WOWСЯНКА и San Grano), воспринимает проблему серьезнее. Компания ищет способы хранения урожая, хотя большую часть уже экспортировала. "Мы успели отгрузить практически все остатки зерна урожая 2021 года, осталось 150 тонн кукурузы 2021 года. А вот многие предприятия и фермеры даже до начала уборки остаются с запасами на складах и элеваторах", – сообщили LIGA.net в пресс-службе компании.
Не все компании готовы говорить об этой проблеме публично – пресс-службу компании "Нибулон" ограничили в предоставлении комментариев, чтобы не подвергать опасности граждан, объекты общественной и промышленной инфраструктуры в населенных пунктах, где расположены предприятия, сообщил LIGA.net начальник информационно-организационного отдела Нибулон Евгений Дейч. Kernel в ответе на запрос LIGA.net сослалась на предоставленную ранее информацию. Согласно оценке Forbes, по состоянию на 25 мая, были уничтожены активы Kernel на $0,6 млн (без уточнений). В Харьковской области находятся два из семи маслоэкстракционных заводов и элеваторов на $49 млн, однако компания сообщила, что активы "не сильно пострадали".
Экспортировали "с колес"
Проблема хранения урожая не была критической до полномасштабного российского вторжения. Аграрии продавали часть урожая на экспорт сразу с поля, говорит Роман Сластен. Если зерно не нужно было досушивать, его сразу увозили в порты. Если нужно было досушить – какое-то время досушивали в элеваторах, а затем вывозили, освобождая место для следующей части урожая, добавляет гендиректор УКАБ.
Аграрии также продавали часть урожая сразу, чтобы получить оборотные средства для последующей посевной. "У нас всегда была проблема с доступом к кредитованию и до 30% зерна продавалось с колес. Поэтому мощности на 100% никогда не требовались", – говорит Олег Нивьевский.
На апрель 2022 года в Украине работало 1261 элеватор общей мощностью 57 млн тонн. Впрочем, после полномасштабного вторжения для обеспечения стабильной работы отрасли этой инфраструктуры уже не хватает, отмечают в комментарии для LIGA.net в Pro Consulting. Спрос на склады для хранения зерна увеличился на 20-25%, по сравнению с июлем 2021 года, свидетельствуют данные компании.
Сейчас аграрии ищут больше всего складов в западных областях. Основные характеристики складов, которые важны для них: наличие свободного места и железной дороги. Но украинский рынок не может удовлетворить этот спрос. "Большие холдинги ищут землю для строительства складов, даже временных, но предложение ограничено. Там, где инвесторы купили землю недалеко от западных границ, особенно с железной дорогой, они самостоятельно строят зернохранилища для сдачи в аренду", – говорит генеральный директор Pro-Consulting Александр Соколов.
Несмотря на это, Нивьевский уверен, что места для хранения зерна хватит всем. "В этом году урожайность будет меньше на 30-40%, и мы потеряли оккупированные земли. А даже если у кого-то не будет хватать места – тогда можно использовать пластиковые рукава для временного хранения, другие технологии", – говорит вице-президент КШЭ.
Мешки, модульные зернохранилища и чистое поле
Самый популярный способ сохранить урожай для аграриев – силобеги или полимерные мешки. Это длинные трёхслойные мешки, в которые может вмещаться до 200-250 т зерна. "В Украине чаще всего используют мешки диаметром 2,7 метра и от 60 до 90 метров в длину", – говорит гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов.
Они отражают солнечные лучи и оптимально распределяют температуру внутри благодаря противоконденсатным компонентам. Максимальный срок хранения зерна в таких рукавах может достигать 24 месяцев. Зерно в силобегах укладывает машина для упаковки и распаковки полимерных мешков, а сам мешок можно использовать только один раз.
Министерство агрополитики планирует ввезти больше полимерных мешков емкостью 200 тонн, а также оборудование для закладки и разгрузки, по словам первого замминистра аграрной политики и продовольствия Тараса Высоцкого.
Другой способ хранения – модульные и кольцевые зернохранилища. Одно модульное зернохранилище может вмещать от 1 до 300 и более тонн зерна. Его каркас формируют металлические панели из оцинкованной стали, куда засыпают урожай и покрывают специальным тентом. Специальные системы обеспечивают проветривание внутри, что позволяет хранить зерно более полугода. Кольцевые зернохранилища могут вместить от 300 до 5000 тонн зерна.
Agricom Group планирует хранить часть зерна в силобегах, потому что не может довезти его до собственного элеватора в Черниговской области из-за разрушенного моста. "Другую часть зерна мы сможем завезти на собственный элеватор в Черниговский кластер. В основном это зерно с полей, находящихся рядом с элеватором", – сообщила LIGA.net пресс-служба компании.
Еще один способ хранить урожай – оставить его в полях. Роман Сластен предполагает, что такая судьба может ожидать часть урожая кукурузы. Это может ухудшить урожайность, вызвать болезни растений и делает невозможным подготовку почвы под посев следующей весной. "Однако от безысходности такой вариант, к сожалению, реальный", – говорит Сластен.
В этих условиях производители силобегов не справляются со спросом, говорят в Agricom Group. В то же время УКАБ призывает парламент поддержать законопроект №7548, который должен отменить пошлины на ввоз оборудования для "хранения, перевозки, погрузки и разгрузки зерновых и/или масличных культур" на время военного положения и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены.
"Не перевалят больше, чем могут"
Усилия по хранению будут напрасны при дальнейшем заблокированном экспорте. "Сама продукция сгниет после того, как пробудет там полгода – год, и что с ней делать?" – задает открытый вопрос Олег Нивьевский. Если порты будут дальше заблокированы, закупочные цены для производителей будут низкие. "Производители будут заходить в убыток (минус), независимо от того, сохраняют они зерно или нет", – добавляет вице-президент КШЭ.
Для сравнения: за январь-апрель 2022 года Украина экспортировала агропродовольственную продукцию на сумму $7,420 млрд и превысила эти же показатели за 2021 год на 3%, сообщают в Pro-Consulting. Но если в январе-феврале 2022 года стоимость украинского аграрного экспорта составила $5,676 млн, то в марте-апреле – всего $1,744 млн.
Ранее корабли могли зайти в украинские порты через румынский канал Сулина, по которому можно добраться до украинских портов. Но там выстроились более 90 кораблей по состоянию на 20:00 12 июля, сообщило Министерство инфраструктуры. После того как Вооруженные Силы Украины возобновили контроль над островом Змеиный, Украина смогла открыть движение по каналу устья Быстрое по реке Дунай к Черному морю и обратно. Это путь в наши Дунайские порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск, сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Дополнительное открытие движения по каналу устья Быстрого немного сняло напряжение на канал Сулина, но не решает проблему, говорит Нивьевский. "Мы упираемся в мощности портов Рени и Измаила. Они не перевалят больше, чем могут перевалить. Максимум, они могут вывезти примерно 10% всего товарооборота, который мы производили до войны – включая зерновые", – объясняет вице-президент КШЭ.
"Есть осторожные надежды на переговоры в Турции", – говорит Роман Сластен. Украина, Россия, Турция и ООН могут предварительно договориться о возможной деблокаде трех украинских портов, сообщает Financial Times. Это должно помочь возобновить экспорт зерна через Черное море. Россия и Украина, по плану соглашения, должны мониторить корабли в пути из портов в контрольных центрах на Черном море и в Стамбуле, сообщает FT.
Но Нивьевский не надеется на договоренности. "Даже если там будет соглашение, все равно эти "товарищи" сделают так, чтобы экспорт из Украины не шел, это наша точка слабости, – говорит он, – чем больше они будут держать море закрытым, тем больше они будут делать больно экономике Украины. Не будет больше 40% экспортной валютной выручки, будет банкротиться аграрный сектор, а это пятая часть экономики".
Поэтому Украине нужно дальше работать над деблокировкой экспорта. "Если проблема хранения зерна в зоне решения производителя, то на решение проблемы разблокировки портов производитель никак не повлияет", – добавляют в пресс-службе Agricom Group.