Тема рынка земли не дает покоя ни журналистам, ни аграриям, ни депутатам. Первые стараются максимально оперативно сообщать о продвижениях в направлении рынка земли. Вторые зачастую рассказывают, что сейчас не время для запуска рынка, и арендные земельные отношения их вполне устраивают. Третьи создают вид бурной деятельности вокруг земельной тематики.

Модель работы проста: депутаты обещают разработать новый закон о рынке земли, разрабатывают мучительно и долго, а затем в очередной раз (браво!) продлевают мораторий. Который и продлевать-то не обязательно. Ведь он по умолчанию действует до принятия закона об обороте земель, который детализирует работу рынка.

Но и тут бывают неожиданности. Чтобы описать последнюю историю, связанную с земельным рынком, можно перефразировать известный киномем:

- Видишь законопроект?

- Нет.

- А он есть.

Недавно СМИ разузнали, каким видят рынок земли "по-новому" украинские парламентарии, опубликовав 10 тезисов о том, как в нем будут регламентированы права собственности, объемы покупки, ценообразование на земельные угодья.

Вскоре после этого народный депутат Олег Кулинич, который возглавляет земельный подкомитет парламентского агрокомитета, опубликовал в своем блоге на LIGA.net занимательный текст, в котором прямо указал, что СМИ презентовали несуществующий законопроект о рынке земли. Несуществующий – значит выдуманный?

Конечно, и такое встречается в профессии журналиста. Вспомните хотя бы придумывающего репортажи титулованного корреспондента немецкого журнала Der Spiegel. Но уж точно не в этот раз. И вот почему.

Во-первых, о том, что агрокомитет разрабатывает новый законопроект об обороте земель сельхозназначения, с трибуны парламента 17 января сообщил глава аграрного комитета Александр Бакуменко. И совсем не удивительно, что журналисты начали искать его текст.

Во-вторых, когда в одном издании появляется инсайдерская информация, другие тут же начинают искать источники, чтобы эту информацию подтвердить, или "отмыть" на профессиональном сленге. И было бы уж очень странно, если бы Экономическая правда (а именно у них впервые появилась информация о нормах нового документа) придумала нормы законопроекта, который должен урегулировать одну из самых больших головных болей украинского бизнеса и государства.

В-третьих, найти документ, на который ссылается ЭП, оказалось не так-то сложно. Разработали его депутаты на заседании рабочей группы по наработке предложений о проведении земельной реформы в середине декабря. Как рассказал LIGA.net один из депутатов, на декабрьском заседании хотели создать драфт, который потом выставили бы на обсуждение всех заинтересованных сторон. И, хотя конечного варианта этого самого драфта с предложениями собеседник в депутатском корпусе еще не видел, в распоряжении LIGA.net есть тот самый "черновик" наработанных предложений, аккуратно изложенный на 39 страницах сравнительной таблицы. 

Выходит, Олег Кулинич обвинил журналистов в том, что презентован несуществующий вариант законопроекта, а он все же существует. Возможно, не в окончательно редакции, но он сформулирован и упакован в привычную для депутатов форму.

Стоит отметить: СМИ и не называли опубликованные нормы окончательными. А с учетом скорости принятия решений по земельному вопросу было бы вовсе глупо надеяться на столь быстрый компромисс даже внутри парламентского комитета.

Что дальше? Рабочая группа по наработке предложений о проведении земельной реформы собирается примерно раз в месяц. До дедлайна подачи законопроекта об обороте сельхозземель осталось совсем немного времени. Парламент в декабре 2018 года, продлевая мораторий на продажу земель сельхозназначения, обязал правительство до 1 марта 2019-го разработать и подать законопроект об обороте земель.

Вероятность того, что документ действительно подадут, невелика. Парламентарии в частных беседах признаются, что "у большинства нет желания двигать инициативу дальше". И пока депутаты думают, как действовать, Министерство экономики надеется на президентское вето к закону, продлевающему мораторий. Внимание, вопрос: хватит ли на это самое вето политической воли у самого президента?