Чужие здесь не ходят. Кому достанутся государственные шахты
0101b15109d86468fce4c8a6cdb8fb10.jpg

В конце августа президент Украины Виктор Янукович заявил, что приватизация угольных шахт должна завершится в 2014 году. Государство стремится избавиться от предприятий, которые приходится поддерживать дотациями из бюджета.  Лишь за 7 месяцев 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, убытки шахт возросли на 34%. В начале сентября Фонд госимущества внес 45 шахт в перечень объектов, подлежащих подготовке к приватизации в 2013 году. Кто в списке потенциальных покупателей?

Александр Бондарь экс-глава Фонда государственного имущества:

Основными покупателям шахт, которые Фонд государственного имущества внес в перечень подлежащих к подготовке к приватизации в 2013 году, могут выступить структуры СКМ, подконтрольные бизнесмену Ринату Ахметова, либо же так называемой Семьи. То есть, те, кто и сейчас владеет всеми шахтами на Донбассе.

Россиян, либо же другие иностранные компании не стоит рассматривать. Россияне уходят с нашего рынка. За время работы нынешней власти, россияне продали в Украине довольно большое количество объектов. Они бы мечтали участвовать в покупке привлекательных активов, но их не пускают на рынок.

Власть собирается распродать объекты госсобственности, включая шахты, до 2015 года. Насколько это взвешенное решение, трудно судить, поскольку к конкурсам допускается ограниченное количество участников. При этом у покупателей, для того, чтобы приобрести выставляемые на продажу объекты, и обеспечить соответствующие поступления в бюджет, может просто не хватить средств.

Поэтому не исключаю, что при продаже шахт цена будет значительно снижена.

Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента ИК Eavex Capital: 

На покупку шахт будут претендовать, прежде всего, внутренние инвесторы - игроки угольного рынка, которые уже присутствуют в Украине, и у которых есть понимание, кому и как продавать уголь в Украине. Рассчитывать на приход зарубежных компаний, фондов бессмысленно. Если же говорить о группе СКМ, то они развивают собственные шахты, и им незачем приобретать дополнительные.

При этом найти покупателя на шахты в нынешнем состоянии будет сложно.

Но чтобы привести шахты в порядок, государству самому нужно обеспечить соответствующий уровень инвестиций. Однако то, как это государство сделает, может не совпадать с ожиданиями будущего инвестора. Поэтому зачастую лучше переложить все заботы об активе на инвестора, и пусть он сам решает, как извлечь запасы угля из недр.

Понятно, что на сегодняшний день шахты, которые находятся в государственной собственности, дотируются из бюджета. И мотив продажи понятен - это прекращение дотаций  и поступления в бюджет от приватизации. Но как это будет сделано - вопрос, который сейчас волнует участников рынка.

Александр Гудыма, бывший член комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности:

Не берусь оценивать покупку, на мой взгляд, бесперспективных шахт, серьезными бизнесменами. Покупкой могут заинтересоваться "случайные люди", может быть структуры, которые недавно приобрели Донбассэнерго.

Потенциальные участники приватизации, возможно, думают, что у них будет угольный бизнес. Но они могут ошибаться, поскольку все самые вкусные активы в отрасли уже куплены. На сегодняшний день, львиная доля шахт находится в руках Рината Ахметова. И весь бизнес по углю будет зависеть от него.

С моей точки зрения,  решение приватизировать указанные шахты выглядит провокативно. Эти активы на сегодняшний день не имеют перспективы развития, их нужно было закрывать. Но закрытие - это колоссальный риск накануне президентских выборов.