Плохой сигнал. Что означают переговоры ЕС и России без Украины
В пятницу Россия и Еврокомиссия провели переговоры по "украинскому газовому вопросу". Переговоры прошли без Украины. Их итогом стали заявления министра энергетики России Александра Новака о готовности снизить цену газа для Нафтогаза на $100 до $385 за тыс. кубометров на период рассмотрения взаимных претензий в Стокгольмском арбитраже. Напомним, это именно та скидка, которую Москва отменила после аннексии Крыма и одностороннем денонсации Харьковских соглашений: мол, крымнаш, поэтому скидка за базирование флота неуместна.
ЛІГАБізнесІнформ проанализировала, что означают переговоры России и ЕС и стоит ли Украине соглашаться на очередную "скидку".
Об Украине без Украины
С даты последних трехсторонних переговоров по газу между Украиной, Россией и ЕС прошло более двух месяцев. В июне стороны не сумели договориться о цене газа, что привело к прекращению поставок в Украину, а Нафтогаз и Газпром подали взаимные иски в Стокгольмский арбитраж. С тех пор газовый конфликт находился в "замороженном" состоянии.
Но близость зимы все меняет. 28 августа еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил о том, что если газовый спор между Россией и Украиной не разрешится в ближайшее время, то зимой это может привести к перебоям с транзитом газа в Европу. Сейчас ЕС зависит от российского газа на 30%. Более половины этого объема идет через Украину.
С такими опасениями Эттингер поехал на переговоры в Москву. Впрочем, изменить позицию России еврокомиссару не удалось. По итогам встречи министр энергетики России Александр Новак озвучил те предложения, которые Украина сочла неприемлемыми еще на июньских переговорах.
Россия до окончательного решения Стокгольмского арбитража готова снизить цену газа для Украины на $100 - до $385 за тыс. кубометров. Снижение цены Новак снова предлагает оформить путем отмены таможенной пошлины на газ.
Украина ранее отвергла такое предложение, поскольку решение об отмене пошлины принимается правительством России в одностороннем порядке, что дает Москве возможность в любое время повысить цену на газ для Украины. Россия также требует погасить от Нафтогаза часть долга за газ в размере $5,3 млрд, который Украина считает спорным.
После переговоров Эттингер сообщил журналистам, что ЕС предложит план расчетов за газ для Украины. "Этот план будет разработан в ближайшие недели. Украине будет предложено реализовать этот план расчетов за весь газ, который еще не был оплачен. Этот план вписывается в промежуточное решение, которое базируется на трех основах", - сказала пресс-секретарь еврокомиссара Марлена Хольцнер в Брюсселе.
Глава Нафтогаза Андрей Коболев о таких предложениях узнал из Интернета. "Впервые узнаю о предложении относительно цены российского газа с помощью Facebook", - написал он на своей страничке в соцсети.
Вечером в пятницу на заявления Новака отреагировал министр энергетики Украины Юрий Продан, назвав предложения России неприемлемыми.
"Мы считаем, что эта дискриминационная цена , - цитирует Продана его пресс-служба. - Украинская сторона разочарована отсутствием конструктивного подхода с российской стороны в переговорах".
Министр напомнил, что Украина предлагает рассчитывать цену, исходя из спотовых европейских цен, за вычетом затрат на транспортировку. Сейчас реверсный газ из Европы стоит Украине $350-360.
Надо держаться
"Переговоры без участия Украины означают попытку России перетянуть Еврокомиссию на свою сторону перед трехсторонней встречей, - говорит президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко. - Эттингер, пытаясь решить внутренние проблемы Европы, связанные с возможной нехваткой газа, пошел на поводу у России. Для Украины это плохой сигнал".
Впрочем, в ближайшее время Минэнерго представится возможность озвучить свою позицию непосредственно на переговорах. По словам Новака, в начале следующей недели будет согласована дата очередной встречи по газу, на этот раз с участием Украины.
"На переговорах Нафтогазу возможно и придется согласиться на временную цену, но она не должна фиксироваться за счет снижения пошлины, - говорит Павленко. - Такие предложения России просто не отвечают духу европейского законодательства в газовой сфере".
Когда похожие проблемы с Газпромом были у Польши и Литвы, то ЕС помог этим странам в пересмотре газовых контрактов.
"Сейчас просто необходимо занимать жесткую позицию, поскольку очевидно, что ЕС пытается решить свои проблемы без учета интересов Украины, - отмечает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. - А погашать долг перед Газпромом во время войны и после аннексии Крыма просто аморально".