Запахло газом: Как Минэнерго и ЕБРР Нафтогаз не поделили
Вчера, 12 октября, Нафтогаз после более чем трехмесячной паузы возобновил закупки природного газа у Газпрома. Украинский госхолдинг перечислил Газпрому первый транш аванса в размере $234 млн, что хватит на более чем 1 млрд кубометров российского топлива. В целом в октябре Нафтогаз планирует купить у Газпрома около 2 млрд кубометров на сумму около $500 млн. Это позволит довести запасы газа в ПХГ до 17-18 млрд кубометров.
Этого объема не хватит на весь зимний период. Чтобы спокойно пройти отопительный сезон, Нафтогазу нужны еще как минимум несколько миллиардов кубометров топлива, которые планируется закупить за счет кредитов Мирового банка ($500 млн) и Европейского банка реконструкции и развития ($300 млн).
Еще 30 сентября ЕБРР одобрил выделение $300 млн для закупок газа, но подписание соглашения с банком уже несколько раз переносилось под разными предлогами.
Причина банальна. В Минэнерго не соглашаются с кредитными условиями ЕБРР по реформированию Нафтогаза, которые предусматривает минимизацию вмешательства ведомства в операционную деятельность холдинга. Проще говоря, украинские чиновники не хотят терять контроль над крупнейшей украинской компанией и передавать Нафтогаз в управление независимому совету директоров.
ЛІГА.net выяснила, как нежелание украинских чинов терять контроль над крупнейшей в Украине компанией может привести к срыву плана закупок газа.
Холодная зима
К отопительному сезону 2015-2016 году Украина подошла с рекордно низкими запасами газа в ПХГ. По состоянию на 12 октября в хранилищах находилось 15,8 млрд кубометров, тогда как год назад этот объем превышал 16,7 млрд.
С июля этого года, после истечения срока действия трехстороннего газового протокола, Украина обходилась без российского топлива.
Но с наступлением холодов потребность в голубом топливе выросла в несколько раз, и удовлетворить спрос только за счет реверсных поставок из Европы и собственной добычи стало невозможным.
Для того чтобы продолжить накопление газа в ПХГ Нафтогаз в понедельник возобновил импорт газа из России в максимальных суточных объемах. Газ из РФ поступает на основании заключенного ранее дополнительного соглашения с Газпром к существующему контракту от 2009 года, которое регулирует условия поставок.
Цена топлива в четвертом квартале 2015 года составит для Нафтогаза около $227,4 за тыс. кубометров. За счет заранее аккумулированных на счетах $500 млн Нафтогаз в октябре планирует приобрести 2 млрд кубометров российского топлива.
"Львиная доля этого газа ляжет в ПХГ, - рассказал на встрече с журналистами 12 октября глава Нафтогаза Андрей Коболев. - Это будет своего рода подушка для предотвращения непредвиденных ситуаций".
Жатва чиновников
Этого газа недостаточно для бесперебойного прохождения зимы. Еще с лета этого года Нафтогаз, Кабинет Министров и Минэнерго вели переговоры о привлечении дополнительных средств от Европейского банка реконструкции и развития и Мирового банка в общем объеме $800 млн.
30 сентября ЕБРР на совете директоров одобрил предоставление Нафтогазу $300 млн на закупку топлива из Европы. Но кредитное соглашение так не было подписано из-за позиции Минэнерго.
Одним из условий выделения средств является реформирование корпоративного управления Нафтогаза и приведения его в соответствие с требованиями Организации по экономическому сотрудничества и развитию (ОЭСР). Этот пункт ЕБРР включил в проект кредитного соглашения и настаивает на его сохранении, рассказал журналистам 12 октября Коблолев.
"Нам было четко сказано, что без согласования этого плана реформ они не выделят деньги и не подпишут новое соглашение с Украиной, - говорит глава Нафтогаза. - Предполагаю, что кредит Мирового банка (на $500 млн) также будет выдан только на этих условиях".
Что означает реформа управления? Если коротко, то принципы ОЭСР предусматривают минимизациюполитического вмешательства в деятельность Нафтогаза со стороны Кабмина и Минэнерго, а также создание независимого совета директоров, который и будет управлять компанией.
Проще говоря, министерство может потерять контроль за назначением топ-менеджеров в Нафтогаз и его дочерних компаний. Для политиков у власти это большая потеря. По украинской традиции, руководители крупнейших госкомпаний в Украине назначаются по политическим квотам и представляют серьезный инструмент влияния и/или пополнения партийной кассы.
Первым против таких условий кредитования высказался министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, который попал в Кабмин по президентской квоте.
"Там есть фундаментальные вещи, с которыми мы не соглашаемся, - говорил он на брифинге 2 октября. - Нельзя дать Нафтогазу полную свободу привлекать средства бесконтрольно, без влияния Кабмина, министерства и нести какие угодно затраты".
Требование реформы корпоративного управления НАКа содержится в действующем коалиционном соглашении. Тем не менее, отпускать Нафтогаз в вольное плавание политики не спешат
"Данная реформа в Украине выглядит необычной и вызывает сопротивление во многих властных кабинетах, - говорит Коболев. - Потому что реформа говорит о том, что между правительством и Нафтогазом должен быть совет директоров, обеспечивающий независимость компании. С нашей точки зрения такой процесс реформирования является неизбежным и цивилизованным".
Чиновник в министерстве сообщил ЛІГА.net, что Демчишин в сентябре направил несколько писем в ЕБРР с поправками к плану реформ в части роли Минэнерго в управлении Нафтогазом.
"Все они были отклонены банком, поскольку не соответствовали принципам ОЭСР", - рассказал он.
"На этой неделе должно состояться очередное совещание по этому поводу, - говорит Коболев. - Мы надеемся, что там будет приняты решения и подписан план реформ, поскольку нам нужны средства ЕБРР"