CREA: G7+ контролирует 55% перевозок нефти из РФ, но "теневой флот" остается угрозой
Фото: Pixabay

В июле 2025 года доля G7+ в российских нефтяных перевозках выросла с 36% до 55% по сравнению с январем, но старые суда "теневого флота" остаются серьезной угрозой. Об этом сообщил Центр исследования энергетики и чистого воздуха (CREA).

В прошлом месяце 25,3 млн тонн российской нефти было отгружено морским путем, и более половины этих поставок прошла на танкерах, принадлежащих или застрахованных странами G7+.

Танкеры G7+ обработали 42% поставок сырой нефти в июле, по сравнению с лишь 17% в январе. Использование "теневых" танкеров для сырой нефти сократилось с 83% в январе до 58% в июле.

Несмотря на это, "теневые" танкеры продолжают оставаться значительной проблемой. Из 388 судов, перевозивших российскую нефть и нефтепродукты, 122 были "теневыми", а треть из них – старше 20 лет.

Старые и недостаточно застрахованные суда несут серьезную экологическую и финансовую угрозу: в случае разлива нефти прибрежные страны могут потратить более 1 млрд евро на уборку и компенсации.

В то же время средняя цена российской нефти Urals в июле осталась неизменной – $65,1 за баррель.

Крупнейшим покупателем российского ископаемого топлива в июле был Китай. Импорт страны составил 42% (6,2 млрд евро) ежемесячных экспортных поступлений РФ от пяти крупнейших импортеров.

Также в число крупнейших покупателей российского ископаемого топлива попали Индия, Турция, ЕС и Саудовская Аравия. В ЕС крупнейшим импортером стала Венгрия.

Аналитики CREA отмечают, что снижение цены на российскую нефть до $30 за баррель сократило бы доходы России от экспорта в этом сегменте на 40% (150 млрд евро) с декабря 2022 года до конца июня 2025 года.

Только в июле ограничение цены сократило бы российские доходы на 36% (3,84 млрд евро).

  • Доходы российского бюджета от нефти и газа – важнейший источник, на долю которого в этом году должно прийтись около 22% от общего объема, – в июле сократились на 27% из-за снижения цен и укрепления рубля.
  • Возможны новые санкции, о которых предупредил президент США Дональд Трамп на случай, если Россия не продемонстрирует никакого прогресса на пути к миру в Украине, усилили давление на экономику.