"Китаю нужны очень низкие цены". Визит Путина в Пекин не принес сделку по Силе Сибири-2
Фото: EPA / ALEXANDER RYUMIN

Переговоры между Россией и Китаем о строительстве газопровода "Сила Сибири-2" зашли в тупик, утверждает Financial Times.

По словам трех информированных источников, Китай хочет покупать газ по внутрироссийским ценам или близким к ним, а также готов забронировать лишь небольшую часть от запланированной годовой мощности трубопровода в 50 млрд куб. м газа.

Проект Сила Сибири-2 крайне важен для Кремля, который рассчитывает компенсировать с его помощью хотя бы часть потерь, причиненных в связи с выходом Газпрома из европейского рынка.

Согласиться на китайские условия Россия пока не может, и именно поэтому, по словам источников FT, главы правления Газпрома Алексея Миллера не было в составе российской делегации во время государственного визита Владимира Путина в Китай.

По словам Александра Габуева, директора Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, ситуация вокруг Силы Сибири-2 подчеркивает, что Китай стал старшим партнером в отношениях с Россией.

"Китаю мог бы понадобиться российский газ со стратегической точки зрения как надежный источник поставок, не завязанный на морских маршрутах, которые могут пострадать в случае морского конфликта вокруг Тайваня или Южнокитайского моря. Но чтобы это было выгодно, Китаю нужны очень низкие цены и гибкие условия ", – сказал Габуев.

Он прогнозирует, что России, в конце концов, придется принять условия Китая. "В конце концов, у россиян нет другого варианта, куда продавать этот газ", – пояснил он.

Китай и так платит России меньше, чем другим поставщикам – Мьянме или Узбекистану.

  • Плановая мощность Силы Сибири-2 – 50 млрд куб. м, в то время как в страны Евросоюза Газпром экспортировал в среднем 155 млрд куб. м.
  • Международное энергетическое агентство считает, что из-за агрессии против Украины Россия навсегда потеряла статус ведущего энергетического государства. Там прогнозируют, что к 2030 году Россия недосчитается $1 трлн нефтегазовых доходов из-за потери европейского рынка. Переориентироваться на Китай не удастся, считает IEA.