В один из морозных февральских вечеров самым жарким местом в Москве - и самым престижным - был концертный зал Кремлевского дворца. В это высокое здание зрителей привлекли не Тина Тернер или группа "Deep Purple" - рок-кумиры, давно пережившие пору своего расцвета - но "Газпром", самый могущественный корпоративный колосс в России, праздновавший в тот день свое 15-летие.

Как пишет "The New York Times", у "Газпрома" определенно были причины для торжеств: председатель его совета директоров Дмитрий Медведев занимал престижное положение в российской президентской гонке, поскольку Президент Владимир Путин лично остановил свой выбор на нем как на своем преемнике. Правда, "Газпром" выложил кругленькую сумму на то, чтобы пригласить для концерта госпожу Тернер и любимую группу Медведева - "Deep Purple", но шанс сделать новым лидером России своего человека был бесценен для этой компании, занимающей первое место в мире по объемам добычи природного газа. "Концерт в Кремле был нескучный, но зал не безумствовал, - написал после выступления в своей статье в лондонской "Times" Иэн Гиллан, фронтмен "Deep Purple". - Молодежь и сотрудники пониже рангом поголовно повскакали с мест, но нервно оглядывались на свое начальство, пытаясь понять, можно ли ослабить узлы галстуков. Они словно бы вопрошали: "До какой степени нам разрешено веселиться?"

Медведев был приведен к присяге в качестве Президента в среду, после победы на выборах в начале марта. Его приход к власти подтверждает, что в сегодняшней России грань между крупным бизнесом и государством крайне истончилась - ее, считай, почти что нет, цитирует издание "InoPressa".

"Газпром" и исполнительная власть давно тесно взаимосвязаны, но в нынешнем году соединяющая их вращающаяся дверь вертится еще быстрее: 42-летний Медведев сменил Путина на посту Президента, Путин стал Премьер-министром, придя на смену Виктору Зубкову, а Зубков, как ожидается, займет прежнее место Медведева - станет председателем совета директоров "Газпрома" в результате общего собрания акционеров в июне.

Медведев и Путин - "это просто "идеальная команда" с точки зрения "Газпрома", о большем он и мечтать не мог бы", отмечает Джонатан П. Стерн, британский аналитик по вопросам энергетики, автор книги "Будущее российского газа и "Газпрома".

Роль "Газпрома" в российской экономике трудно переоценить. Это широко раскинувшаяся компания, в прошлом году получившая $91 млрд. прибыли; штат сотрудников - 432 тыс. человек, налоговые отчисления "Газпрома" равны 20% бюджета России. Компания имеет свои подразделения в таких различных сферах, как сельское хозяйство и авиация.

"Газпром" - один из крупнейших поставщиков природного газа в Европу. Он также становится важным поставщиком газа на быстрорастущие рынки Азии - например, в Китай и Южную Корею. В 2005 году, по настойчивой рекомендации Кремля, он приобрел пятую по величине в России нефтяную компанию у магната Романа Абрамовича. Если сложить вместе объемы сырой нефти и природного газа, то общий объем добычи энергоносителей "Газпромом" в день превышает тот же показатель Саудовской Аравии.

Теперь, когда Россия стремится вернуть себе геополитический вес, которым она пользовалась в советские времена, она использует для самоутверждения скорее свои колоссальные запасы энергоносителей, чем ракеты. Очень часто самой мощной артиллерийской батареей оказывается "Газпром" как таковой.

Когда "Газпром" поднял цены для молодых демократий, окружающих Россию - например, Украины, - то был симбиоз внешней политики Кремля с коммерческими интересами "Газпрома"; наказание противников Кремля одновременно принесло компании прибыль.

Поскольку в соответствии с контрактами "Газпром" обязан экспортировать газ на нужды европейских потребителей и в далеком будущем, падение объемов добычи непременно ударит по простым россиянам в форме дефицита газа, отмечают аналитики.

После инаугурации Медведева, состоявшейся на прошлой неделе, капитализация "Газпрома" превысила соответствующие показатели "General Electric" и "China Mobile", в результате чего он занял по капитализации третье место в мире. "Если эта компания сможет закусить губу и поднять внутренние цены, у нее есть реальный шанс сделаться крупнейшей в мире", - отмечает Джеймс Р. Фенкнер, партнер-менеджер хедж-фонда "Red Star Management", являющийся держателем акций "Газпрома". - Это не так уж нереально".