Неизвестный против Фирташа. Зеонбуд банкротит активы Интера
Единственный в стране цифровой эфирный провайдер Зеонбуд выставил каналам группы Интер счет в общей сложности на 115,4 млн грн. Компания потребовала рассчитаться за организацию вещания по договорам от 2011 года. Телеканалы пытались оспорить эти требования в судах. Но проиграли. Началась самая жаркая стадия противостояния.
Раздача слонов
Зеонбуд в прошлом году подал в суд на каналы группы Интер - Кино ТВ (Enter Film), Мульти Медиа Сервис (К2) и Мега с претензиями на сумму 44,5 млн грн, 37 млн грн и 33,9 млн грн соответственно. В этом году цифровой провайдер одержал победу в апелляционных инстанциях и начал добиваться расчета любым путем.
Дело дошло до крайностей. И Зеонбуд в начале октября инициировал процедуру банкротства Мега. Был назначен распорядитель имущества, который до 3 декабря должен будет провести инвентаризацию имущества должника.
Мега пробовала получить отсрочку платежа, но суд посчитал, что для этого нет оснований. “Заявитель (ходатайства об отсрочке - Ред.) ссылается на тяжелое материальное положение, указывает, что однократное взыскание задолженности по решению суда приведет к банкротству ответчика…”, - говорится в решении суда.
“На этой стадии (рассмотрения дела - Ред.) арбитражный управляющий может получить полномочия директора в случае, если тот нарушает требования законодательства”, - говорит управляющий партнер Jurimex Юрий Крайняк.
Условно говоря, невыплата долга является формальным основанием для прекращения полномочий директора. То есть теоретически он может получить контроль над операционной деятельностью канала. “Иногда процедуры банкротства - в интересах самих должников,” - напоминает еще один юрист, партнер ЮФ Asters Юрий Котляров. Грубо говоря, когда нужен повод, чтобы обанкротить актив.
В К1 тоже недавно узнали о том, что отсрочить оплату долга не удастся. Enter Film повезло больше - канал получил отсрочку на 1 год. Суд принял во внимание, что на банковских счетах должника отсутствуют средства для исполнения решения суда, что подтверждается банковскими выписками.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ: В группу Интер, которая принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу, Сергею Левочкину и Валерию Хорошковскому, входят 8 телеканалов - сам Интер (и его версия Интер+), а также Enter Film, Пиксель, К1, К2, Мега, НТН и Zoom. В 2011 году все они получили лицензии в цифровой сети Зеонбуд.
Интер занял при изначальном распределении слотов на цифру в 2011 одну четвертую ресурсов Зеонбуда. Тогда участники медиарынка это связывали с большим влиянием владельцев медиагруппы на провайдера. Медиа Группе Украина Рината Ахметова в далеком 2011-м в каком-то смысле тоже повезло. Она получила в Зеонбуде слот на канал Украина и на два новых канала - Индиго и НЛО-ТВ. СКМ и Зеонбуд, как писали СМИ в конце 2010 года, связывали только некоторые совпадения в сфере оформления юрлиц и офшорных компаний. Правда, так же как и с Интером, несмотря на косвенные признаки влияния на актив, невозможно было однозначно связать Зеонбуд с Ахметовым. Реальные владельцы цифрового монополиста так и остаются не названными. Судя по опубликованной номинальной структуре собственности их может быть три. Причем одному из них принадлежит 50%, а еще двум - по 25%. В 2014 году нардеп Николай Томенко заявлял, что Зеонбуд принадлежит Ринату Ахметову, Дмитрию Фирташу и Александру Януковичу. Правда, в СКМ и DF Group от этого сразу открестились.
Здесь начинаются версии
Один из управленцев на украинском медиарынке говорит, что он слышал от первых лиц компаний: реальный долг группы Интер перед Зеонбудом составляет около 200 млн грн. Комментарий у должника взять пока не удалось. Здесь нужно напомнить, что Зеонбуд уже судился в 2016 году с одним из каналов группы Интер - НТН. Провайдер выставил ему счет на 122 млн грн. Хотя чуть позже все закончилось подписанием мировой и обязательством выплатить лишь половину суммы от изначально указанной в иске.
В этот раз мировой пока не пахнет. Собеседники LIGA.net высказывают различные версии на предмет того, почему Зеонбуд выжимает деньги из каналов Фирташа любой ценой - пусть даже через банкротство. Первая из них стандартная - у Зеонбуда туго с финансами, а налоги платить приходится. Вторая - влияния Дмитрия Фирташа (в любой из его форм) больше нет в Зеонбуде. “Я слышал об этой версии на уровне разговоров первых лиц на одном мероприятии в конце прошлого года”, - говорит один из собеседников издания.
У Дмитрия Фирташа в последнее время складываются очень сложные отношения с Ринатом Ахметовым. Причина - конфликт вокруг Укртелекома, за который последний еще якобы должен доплатить. Поэтому нельзя исключать, что конфликт перекинулся и на другие активы бизнесменов, которые могут входить в сферу их влияния. И версия №3, о которой редакции сообщило сразу несколько собеседников на медиарынке, - у Зеонбуда появился еще один распорядитель, якобы близкий к окружению президента. Правда, место кого из трех старых бенефициаров он занял, пока не очень понятно.