Эффект - 10 миллиардов в год. Что бизнес думает об идее отдать УЗ немецкому Deutsche Bahn
Фото из Facebook Евгения Кравцова
Содержание:
  1. Андрей Ставницер, совладелец и СЕО порта TIS, партнер SD Capital
  2. Игорь Мазепа, основатель инвесткомпании Concorde Capital
  3. Алекс Лисситса, гендиректор агрохолдинга ИМК

Главной новостью для Украины на Всемирном экономическом форуме в Давосе стало подписание меморандума украинским правительством с немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn. Предмет сотрудничества - развитие Укрзализниці.

О чем конкретно договорились стороны, пока неясно. Меморандум содержит рамочные пункты. Премьер-министр Алексей Гончарук объяснил журналистам, что немецкая компания возьмет в управление Укрзалізницю и будет ее реформировать в течение 10 лет, превращая в европейского перевозчика. Deutsche Bahn заявил, что ограничится консультированием.

Читайте также: Поворот на Берлин. Что ждет Укрзалізницю под крылом Deutsche Bahn

Несмотря на это, тема стала топовой. LIGA.net спросила у бизнеса: что он думает о партнерстве между УЗ и DB?

Андрей Ставницер, совладелец и СЕО порта TIS, партнер SD Capital

Эффект - 10 миллиардов в год. Что бизнес думает об идее отдать УЗ немецкому Deutsche Bahn
Андрей Ставницер (Фото: пресс-служба ТИС)

Я – главный лоббист совместных предприятий с иностранными компаниями. Мультинациональные компании приводят с собой стандарты, правильный, чистый лоббизм, давление посольств, адекватно работающие наблюдательные советы. Если такие компании нарушают антикоррупционные стандарты, их преследуют по всему миру. Сотрудничество с иностранцами - путь очищения от коррупции, и нам стоит идти по нему намного быстрее, чем мы делаем до сих пор. 

Укрзалізниця, к сожалению, стала слишком политизированной - разменная монета больших политических переговоров и перетрубаций. Специалисты тут меняются по политическим причинам, без привязки к KPI. Можно попытаться понять, когда речь о главе компании, но с каждой сменой главы меняются региональные руководители, инженерная элита. Профессионалы уходят, остаются бюрократы. Все это ужасно сказывается на работе Укрзалізниці. А мы говорим о компании, от которой физически зависит крупный бизнес всей страны, а от них, в свою очередь, и дотации пассажирских перевозок. 

Пока не до конца понятно, что именно будет происходить с Deutche Bahn. Но, думаю, любое взаимодействие с международным, высокоэффективным оператором будет полезно для УЗ. Надеюсь, этот меморандум – начало большого партнерства, а не формальный обмен вежливостями.

Игорь Мазепа, основатель инвесткомпании Concorde Capital

У Укрзалізниці есть две глобальные проблемы. Первое – переизбыток персонала, высокий уровень износа вагонов и локомотивов. Второе - это негативное внешнее влияние: зарегулированность некоторых сегментов (особенно - низкие тарифы в пассажирском сегменте), высокая налоговая нагрузка (например, высокий налог на землю; акциз на топливо, уплата которого идет на автодороги).

Внешний независимый консультант или менеджер может помочь компании решить эти проблемы намного быстрее, в том числе на государственном уровне. То есть, основная помощь от немецких специалистов для УЗ может заключаться в том, что они смогут убедить правительство превратить в компанию, ориентированную на прибыль, из элемента социальной защиты населения.

Если наши железнодорожники и чиновники будут прислушиваться к рекомендациям немецких специалистов, позитивный эффект для компании может составить около 10 млрд грн в год.

Но не стоит ожидать, что с помощью немецких специалистов УЗ превратится в Deutsche Bahn (между прочим, по объему перевозимых железной дорогой грузов УЗ будет побольше, чем Deutsche Bahn). Сила Deutsche Bahn – в платежеспособном спросе. Если бы Deutsche Bahn перевозил грузы и пассажиров по украинским тарифам, то операционный убыток компании от железнодорожных грузо- и пассажироперевозок составил бы в прошлом году порядка 4 млрд евро.

Алекс Лисситса, гендиректор агрохолдинга ИМК

Эффект - 10 миллиардов в год. Что бизнес думает об идее отдать УЗ немецкому Deutsche Bahn
Алекс Лисситса

Укрзалізниця нуждается не только в огромных инвестициях но и в профессиональном менеджменте. Это касается как грузовых так и пассажирских перевозок. Огромное количество объектов используются неэффективно или не по назначению, соответственно их нужно продать.

Получить партнера-гиганта из Европы? Это решило бы часть проблем.