Вне Европы. Почему ЕС не спешит к "открытому небу" с Украиной
© PHOTOGRAPHER JENS GOERLICH FOR LUFTHANSA
Большинство стран проигнорировали, или отказали Украине снять ограничения на полеты, написал в понедельник 31 августа на своей странице в Фейсбук глава Госавиаслужбы (ГАС) Денис Антонюк

ГАС разослала в начале июля несколько десяток писем авиационным властям стран с которыми у Украины действуют ограничения на полеты, с предложением снять все ограничения, де-факто запустив режим открытого неба.  В результате, только Сербия согласилась снять все ограничения на полеты в/из Украины

"Остальные страны, к которым власти страны обратились с такой просьбой, либо отмолчались, либо как тайцы или азербайджанцы ответили, что их устраивает существующий режим, и они не хотели бы его менять", - написал Антонюк.  

Он добавил, что французы аргументировали свой отказ тем, что в Украине небезопасно, поэтому они рекомендуют своим авиакомпаниям воздержаться от расширения географии полетов в Украину, а потому, не могут принять предложение о снятии ограничений. "Остальные европейцы кивают на Еврокомиссию. Китайцы же и канадцы ни на кого не кивают - просто молчат", - добавил Антонюк. 

Ранее, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не раз заявлял, что Украина сняла в одностороннем порядке все ограничения на полеты в Одессу и Львов, а также подписало соглашение об открытом небе с США. Это должно было способствовать приходу новых авиакомпаний на украинский рынок, но этого пока не произошло. 

Подписание соглашения об открытом небе с ЕС уже несколько раз переносилось (последний раз, 5 июня). Формальная причина переноса даты подписания с европейской стороны - конфликт между Великобританией и Испанией относительно статуса спорной территории - Гибралтара. Министр уже пообещал подписать договор об открытом небе с ЕС до конца года. Однако, реакция авиавластей мировых стран свидетельствует, что европейцы не заинтересованы в изменении правил игры и стараются оставить без изменений существующие взаимоотношения с Украиной   


ЛІГАБізнесІнформ попросила экспертов объяснить, чем на самом деле вызван отказ европейцев либерализировать авиапространство и как украинские власти могут стимулировать мировых авиаигроков открыть небо с Украиной. 

Владимир Билоткач, член редколлегии VoxUkraine.org, старший лектор по экономике Ньюкаслского университета, соредактор Journal of Air Transport Management: 

"Нежелание либерализовать авиапространство, якобы из-за угрозы безопасности полетов, вследствие военных действий в Украине - это отговорка. Авиакомпании сами решают, куда им летать, и если в Украину летать выгодно, то они будут это делать, несмотря на войну (есть много рейсов в Ирак и Афганистан, например). Это может продолжаться до тех пор, пока Евроконтроль не закроет небо над страной (если станет совсем опасно). 

Истинная причина в том, что отдельные страны Евросоюза сейчас не будут поднимать этот вопрос, поскольку им выгоднее договориться об открытом небе сразу со всем ЕС, через Еврокомиссию. Например, Франция считает, что этим вопросом должна заниматься именно Еврокомиссия. Канадцы и китайцы занимают в принципе позицию довольно жесткого протекционизма (мне об этом весной рассказали весьма подробно топ-менеджеры одной из крупных ближневосточных авиакомпаний).

Соответственно Украине нужно работать именно с Еврокомиссией, и уже во вторую очередь - с отдельными странами ЕС, а именно с теми, которые могут с большей вероятностью занять протекционистскую позицию (мне сложно сказать, кто именно так может поступить). Что касается других стран, то с ними нужно работать напрямую и лично - письма не помогут, нужно искать людей, которые знают, как работают авиаслужбы в тех странах, и думать о том, какие конкретно выгоды могут получить авиакомпании от свободного доступа на рынок Украины. То есть, если и писать письма, то детальные, а не общие".


Андрей Гук, партнер юридической компании Анте (представляет интересы Атласджет Украина): 

"ГАС стоит перестроить свое отношение к политике открытия неба и искать более продуманную аргументацию. Есть примеры таких стран как Израиль, где постоянно есть угроза военных конфликтов, и с этой страной есть у ЕС открытое небо. Поэтому Украину не должны пугать ответы той же Франции о том, что летать небезопасно. Надо обосновывать и доказывать европейским и другим партнерам, что безопасность обеспечивается, а при малейшей опасности пространство закрывается.

Протокол консультаций к соглашению о САП (Совместное авиационное пространство) с ЕС уже содержит аргументы для снятия ограничений по двусторонним соглашениям до того, как САП вступит в силу. Это сильный аргумент, его надо использовать.

Кроме этого, САП содержит пункт о том, что соглашение не касается Гибралтара пока Британия и Испания не уведомят о разрешении спора. То есть Украина должна понять, что это не реальная, а лишь формальная причина. Необходимо выяснить реальные причины и перевести все дискуссии с европейскими странами в плоскость реальных причин, а не подигрывать формальной отговорке по Гибралтару и вступать в беспредметные переговоры.

Истинные мотивы европейцев в отказе украинской ГАС, по моему мнению, заключаются в общей политике ЕС. Лично мое ощущение - ЕС сначала определится с безвизовым редимом, ассоциацией, а потом уже и с открытым небом, все это взаимосвязано. Но это не значит, что Украина должна это принять. Необходимо усиливать лобби на всех уровнях.

Что даст котрытое небо? Это очень мощный сигнал для европейских перевозчиков о том, что в Украине серьезные изменения. Пока я часто слышу от менеджеров иностарнных перевозчиков что "its too hard here in Ukraine".

Александр Ланецкий, гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support: 

"Каждая страна в первую очередь защищает свои государственные интересы, которые заключаются в защите своего бизнеса и рынка, то есть-национальных авиакомпаний. Даже для Китая или Тайланда, чьи авиакомпании сейчас в Украину не летают, или Канады с которой просто пока отсутствует воздушное сообщение. Авиационные власти этих стран понимают-принятие предложения украинских коллег лишит их потенциальной возможности влиять на рынок и защищать интересы своей страны и её авиакомпаний, поскольку появится фактор конкуренции с украинскими перевозчиками. 


Отдельная тема - позиция Франции. По мнению её авиавластей, сейчас в Украине нет потенциала увеличения потока пассажиров для KLM-AirFrance. Других французских авиакомпаний выражающих заинтересованности в украинском рынке тоже не наблюдается, а значит для Франции и упрощать режим полетов с нашей страной нет смысла. 

Реакция авиационных властей Франции очень хорошо показывает, что в действительности в ЕС существуют очень сильные национальные лобби никак не заинтересованные в совместном авиационном пространстве ЕС с Украиной. Как мы видим, авиаперевозчики таких влиятельных стран как Франция комфортно себя чувствуют в сложившихся с Украиной авиационных условиях и, никак не хотят их менять. То есть ждать открытого неба с ЕС придется еще долго.