Фото: depositphotos.com

Один из разработчиков механизма ограничения цен на российскую нефть предложил три шага, которые должны вернуть его эффективность, пишет Bloomberg.

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: коротко о важном

С 5 декабря 2022 года страны Большой семерки (G7) запретили своим компаниям предоставлять услуги, такие как транспортировку или страхование, для морских перевозок российской нефти, если она продается дороже $60 за баррель. С тех пор "потолок" цен не пересматривался ни разу.

Сперва программа работала как надо. Министерство финансов США говорило, что санкции справляются с установленной целью – ограничить доходы России, но так, чтобы это не оказало негативного влияния на мировой рынок нефти.

Однако с лета 2023 года механизм начал терять свою эффективность, а средняя цена на основной экспортный сорт российской нефти Urals пробила ценовой потолок. К концу лета уже три четверти российской нефти продавалось дороже $60 за баррель, а к октябрю цена Urals почти сравнялась со стоимостью эталонного сорта Brent.

Бывший представитель американского Министерства финансов Бен Гаррис, разрабатывавший этот механизм, предлагает "агрессивнее" контролировать соблюдение ограничений компаниями, участвующими в перевозке российской нефти, и наказывать за попытки уклонения.

Во-вторых, он предлагает давить на страны, контролирующие ключевые каналы и проливы (Дания, Турция, Египет), чтобы они не пропускали старые или не застрахованные должным образом суда, представляющие угрозу экологии.

И, в-третьих, Гаррис предлагает Евросоюзу и G7 повысить предельный уровень цен, а затем корректировать его чаще, в зависимости от изменения стоимости нефти на мировом рынке.

По его словам, "потолок" должен быть болезненным, но терпимым для России, чтобы он не перекрывал экспорт нефти и не искал альтернативных путей ее транспортировки, пояснил эксперт, который теперь занимает должность директора по экономическим исследованиям Института Брукингса в Вашингтоне.