Кризис 2023 года начнется именно с Китая. На это указывают девять причин
Ключевые волны проблем, создающих условия для экономического цунами:
1. Рынок недвижимости Китая
Вы, наверное, еще не забыли о ситуации с банкротством крупнейшего застройщика China Evergrande Group, который не смог рассчитаться с долгами на $300 млрд.
В августе 2022 года Evergrande в очередной раз не выполнил обязательства по реструктуризации долга.
Evergrande – огромная компания, владеющая более чем 1300 застройками в более чем 280 городах. Штат компании насчитывает около 200 000 работников. Объем продаж в 2020 году составил более $110 млрд.
Крах Evergrande может вызвать более широкие риски для рынка недвижимости Китая, считают аналитики рынка, нанеся ущерб домовладельцам и финансовой системе в целом.
Только представьте, что недвижимость и смежные отрасли составляют в экономике Китая до 30% ВВП.
После дефолта Evergrande несколько других крупных разработчиков, в том числе – Kaisa, Fantasia и Shimao Group, базирующихся в Шанхае, также обратились за защитой от кредиторов.
Китайские частные инвесторы начали резко сокращать объемы платежей за недвижимость, купленную в рассрочку, что подлило масла в огонь в строительном секторе. По оценкам аналитиков Nomura, застройщики сдали лишь около 60% заранее проданных домов в период с 2013 по 2020 год, в то время как непогашенные ипотечные кредиты Китая за тот же период выросли на 26,3 трлн юаней ($3,9 трлн).
Аналитики Citi говорят, что бойкот может увеличить безнадежные долги китайских банков на $83 млрд и вызвать социальную нестабильность в то время, когда страна уже борется с ростом протестов по поводу ухудшения состояния небольших сельских банков.
Как следствие – появились серьезные проблемы с ликвидностью и у китайских банков.
Пять крупнейших китайских банков продемонстрировали потери от продолжающегося кризиса в секторе недвижимости, при этом безнадежные долги, связанные с недвижимостью, резко выросли в первой половине 2022 года, даже несмотря на скромную прибыль на фоне экономического спада.
Летом 2022 года по Китаю прокатилась волна протестов сотен вкладчиков, у которых заморозили депозиты на $6 млрд.
Китайские власти обеспокоены не только финансовыми рисками, но и потенциальной социальной нестабильностью, вызванной банкротством сельских банков и других малых и средних предприятий. Банки Китая уже сообщают о безвозвратных кредитах на сумму $312 млн в результате ипотечного бойкота.
Долговой кризис сейсмических масштабов поставил на колени некоторых из крупнейших застройщиков страны, тогда как волна блокировок COVID-19, охвативших производственные и коммерческие центры летом, затормозила производство.
Аналитическая компания S&P Global Ratings оценила, что продажи недвижимости в Китае могут упасть на треть этого года из-за ипотечных забастовок, поскольку люди считают, что застройщики не смогут вовремя завершить предпродажные объекты – самый распространенный способ продажи домов в Китае.
Следовательно, сектор недвижимости, формирующий до 30% ВВП Китая, серьезно лихорадит. Это влияет уже на банковский сектор и через него – на всю экономику Китая.
2. Долги провинций
Еще одним проблемным сектором Китая являются долги провинций (в стране их 34, в аналогии с Украиной – области и муниципалитеты): местные органы власти Китая столкнулись с долговым сжатием на сумму $2 трлн.
Более 40% непогашенного провинциального долга подлежит погашению в течение пяти лет.
Правительство 31-й провинции Китая имеет объем долга 120% от дохода провинций.
Понимаете масштаб этой проблемы?
3. Долги Китая
Здесь все просто и сложно одновременно: валовой долг Китая (общий долг Китая, включающий обязательства государства, компаний и домашних хозяйств) достиг рекордного уровня, превысив ВВП в три раза.
Основная причина такого роста – стимулирование роста экономики Китая (иначе Мир никогда бы не увидел такие темпы роста экономики 10%-11%-14% в год).
А также – борьба с последствиями COVID-19 и поддержка национальной экономики.
При ВВП Китая $17,7 трлн кредиты нефинансовому сектору составили $51,87 трлн, или 295% ВВП. Для сравнения, в США объем такой задолженности составляет 263,5%, в Великобритании – 257%, в Германии – 195%.
4. Банкротства банков
Здесь важно отметить, что Китайский Центробанк держит руку на пульсе.
Из-за роста проблемных кредитов в Поднебесной выросли риски банкротства банков.
И уже в 2022 году три банка спасли. Но риски никуда не делись и, похоже, проявят себя еще сильнее в 2023 году.
5. Старение Китая
Политика "одна семья – один ребенок" в Китае привела к необратимым последствиям.
Во-первых, население Китая сокращается. По прогнозам ООН, население страны сократится с 1,426 млрд в этом году до 1,313 млрд к 2050 году, и ниже 800 млн к 2100 году.
Во-вторых, старение китайского населения.
Средний возраст вырастет с сегодняшних 38,5 лет в этом году до 50 лет в 2047 году.
Эти показатели оказывают непосредственное влияние на экономику, ее производительность, изменение потребительского рынка.
И все эти показатели будут входить в отрицательный тренд. Это усугубит уже накопившиеся проблемы.
6. Скрытые долги другим странам
Китайские кредиты оставляют развивающимся странам – $385 млрд скрытых долгов.
Как показала практика, Китай действует так же, как действовал ранее СССР, – сорит деньгами, покупая правительства других стран, активы для получения выгодных контрактов и захвата новых территорий.
История СССР показала, что львиная доля этих кредитов списывается (прощается). А значит, впереди у Китая очередная "дыра в бюджете".
7. Падение темпов роста экономики Китая
В 2021 году темпы роста экономики Китая превысили 8% в год, – лучший показатель за 10 лет.
Но в 2022 году экономика страны замедляется – рост ВВП в годовом исчислении упал до 0,4% в апреле-июне 2022 года, что является вторым низким уровнем с 1992 года.
Восстановление экономики удерживается совокупным влиянием COVID-19 и падением рынка недвижимости.
Были заблокированы целые регионы, нарушены цепочки поставок, это подняло цены на сырьевые ресурсы, пострадали объемы производства практически во всех секторах экономики и финансовые показатели компаний и поступления в бюджет.
Всемирный банк прогнозирует рост ВВП в Китае – второй по величине экономики мира – всего на 2,8% в 2022 году.
В 2023 году рост второй по величине экономики мира составит 4,5%. Или не составит.
К 2022 году Китай так же планировал 5,5%, но результат оказался хуже более чем в два раза.
Низкие темпы роста экономики Китая усугубляют последствия долгового кризиса.
Как писал выше, общий валовой долг Китая превысил 300% ВВП, госдолг – около $13 трлн. ВВП Китая при этом сегодня составляет $17,7 трлн. Ненамного больше.
Достаточно рискованно, но стоит упомянуть, что обслуживание госдолга Поднебесной стоит примерно 2,5%-2,9% годовых (в зависимости от срока погашения облигаций).
Если у вас экономика растет на 10% в год, вы смело можете занимать под 2,5% годовых сумму в размере 100% ВВП и даже 200%. Но когда темпы роста экономики снижаются до 3% в год, а валовой долг превышает 300% годовых, возникают серьезные риски парада внутренних дефолтов и проблем с обслуживанием долга Китая.
8. Гонки вооружений
Китай открыто заявляет о своих видах на Тайвань и готовится к прямому военному столкновению.
Неудачный опыт России заставил КНР пересмотреть свои планы и увеличить расходы по вооружение. В частности, на 2022 год эксперты оценивают реальный военный бюджет страны в $229 млрд с ростом до $400 млрд к 2030 году.
Источник – бюджет Китая, который уже начинает трещать по швам.
9. Проблемы с наполнением бюджета
Неделю тому назад появилась новость о том, что дефицит бюджета Китая уже превысил $1 трлн (25% бюджета).
Ключевая причина – борьба Китая с COVID-19 и последствия этой борьбы для экономики. Совокупные доходы населения и бюджеты государственных фондов за первые 11 месяцев текущего года составили 18,6 трлн юаней. Это на 3% меньше, чем годом ранее.
Доходы от налога на недвижимость за первые 11 месяцев года упали на 23,8% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Составив все девять причин вместе, можем ожидать в Китае "идеальный шторм", который, превратившись в цунами, накроет весь Мир, ведь доля Китая в мировой экономике составляет 18,5%. Легко никому не будет.
Но – "предупрежден, значит вооружен!".