Топливо как аргумент: Медведчук атакует Зеленского. Видеоколонка
Швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. намерен прекратить отгрузку дизельного топлива украинским потребителям. Речь идет о разрыве контрактов на поставку до 1,7 млн тонн дизельного топлива производства Роснефти. Это около 23% украинского рынка.
Имеем предпосылки для кризиса на Украинском топливном рынке. Это ответный удар Виктора Медведчука по президенту Владимиру Зеленскому за санкции, введенные против него и его окружения 19 февраля. Но в этой схеме есть намного больше заинтересованных сторон. В частности – Игорь Коломойский, как владелец крупнейшего украинского НПЗ, Петр Порошенко, как владелец небольшой медиа-империи, украинские агробароны, как потребители топлива.
И даже самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко, для которого такой кризис сравним с "подарком небес". Но воспользоваться им в полной мере достаточно сложно.
Украинскую власть ждет испытание на прочность. Результатом может быть как сдача позиций, так и комплексное усиление Украины как государства.
Давайте разбираться в теме:
1. С украинского рынка дизельного топлива исчезнет 23% топлива — продукция Роснефти. Предсказуемая ситуация – это ответ Медведчука Зеленскому.
2. Рынок дизельного топлива Украины: 35% – у России, 30% – у Беларуси, собственное производство – лишь 15%.
Пики потребления "солярки" – весна и осень. В этот момент Медведчук наносит удар. Вторая жертва – "сакральная" для Зеленского программа "Большая стройка".
3. 23% рынка – немного, должен быть госрезерв. Но его нет!
4. История развития рынка дизтоплива Украины: традиционные поставщики и появление Медведчука, как Лукашенко пытался играть свою игру и вынужден был пойти на компромисс с Кремлем по фамилии Воробей (Николай Воробей – беларусский бизнесмен, владеет компанией-нефтетрейдером Интерсервис. – Ред.).
5. Кременчугский НПЗ (Укртатнафта): собственное производство есть, но покрыть запросы украинской экономики завод не может даже теоретически.
6. Гениальная по своей абсурдности ситуация с госрезервом. Есть обязательства перед Евросоюзом, есть возможность привлечь деньги. Есть планы. Замороженные в 2017 году. Как раз когда на рынок топлива выходил Медведчук. Вспомнили в 2019-м. Президент изменился. Ситуация с резервом – нет.
7. Есть ли альтернатива Медведчуку?
ПрикарпатЗападТранс, как вариант, отпадает. Воробей не получит нефтепродуктов, да и он сам под санкциями Евросоюза (Евросоюз принял третий пакет санкций против ряда компаний и физических лиц Беларуси, которых Брюссель считает причастными к фальсификации результатов президентских выборов, а также ответственных за насилие и необоснованные аресты. – Ред.).
Европейские НПЗ могут дать рост объемов, но не могут закрыть дефицит.
8. Для Лукашенко это джекпот. Украинский рынок премиальный. НО есть ловушка, в которую Россия загнала Беларусь.
Во-первых, есть квоты поставок российской нефти. Поэтому увеличить переработку не получится. Перенаправить с других рынков? Можно, но не все — помним договор с РФ о поставках на экспорт через российские порты с формулой "бери или плати". Но половину дефицита Беларусь закрыть может.
9. Давальческие схемы, как вариант для Украины.
Вспоминаем нефтепровод Одесса-Броды, Мозырский НПЗ и договор между БНК и Socar.
10. Чего ждать Зеленскому?
Контуры интересов игроков в возможном кризисе. Давление агробаронов, недовольство населения. Медийная игра Порошенко и радость Коломойского — убойный пакет для Зеленского.
11. Пять простых шагов, которые могут усилить Украину к концу 2021 года.