Содержание:
  1. Шесть шагов Зеленского к госкапитализму 
  2. От Ермака до Гетманцева. К кому прислушивается экономист Зеленский
  3. "Формула Кейнса" для Зеленского и его рейтингов

Отставки министров экономики, инфраструктуры и здравоохранения и госрегулирование цен на бензин. Эти новости объединяет не только дата – 14 мая 2021 года. У них общий центр идеологии – Офис президента Владимира Зеленского.

Еще год назад главным событием, где слова "экономика и Зеленский" фигурировали в одном предложении, был слив "пленок экс-премьера Алексея Гончарука" зимой 2020-го (запись неформальной встречи премьера, НБУ, руководства Минфина и Минэкономики, на которой обсуждали, как стимулировать экономический рост). Участники встречи рассуждали о том, что президент слабо разбирается в экономических процессах: "туман в голове" и "примитивное понимание экономики".

Сейчас все участники этой встречи уже потеряли свои должности или утратили влияние, а Зеленский намного глубже погружен в экономические вопросы. Через несколько недель после "слива" правительство Гончарука ушло в отставку, спустя несколько месяцев сменилось руководство НБУ, а в новостных лентах замелькали сообщения  о "большом строительстве", кадровых чистках в госкомпаниях, госрегулировании цен и помощи бизнесу в карантин.

Экономическая политика второго года президентства Зеленского сильно отличается от его дебютного. Если весной 2019-го, до выборов в Раду, соратники Зеленского говорили, что у партии Слуга народа либертарианская идеология, а после победы инициировали ряд реформ, которые ложились в эту концепцию: земельная, приватизационная и т.д., – то сейчас Украина, кажется, движется в сторону своей версии госкапитализма.

В такой системе именно государство (ограниченный круг людей, находящиеся при власти) имеет решающее влияние не только на экономическую политику и бизнес-процессы.

Так ли это на самом деле? И действительно ли экономические взгляды Зеленского определяют важные для экономики решения других ветвей власти?

А если нет, то кто?

Шесть шагов Зеленского к госкапитализму 

"Это первое правительство, где нет топ-коррупции, но не воровать – недостаточно. Это правительство новых лиц, но лиц – мало. Нужны новые мозги и новые сердца", – так Зеленский в начале марта 2020 года объяснял в Верховной Раде свое решение отправить в отставку Кабмин Алексея Гончарука.

Пандемия коронавируса тогда только добиралась до Украины, поэтому радикальная смена правительства, которое поработало всего полгода, выглядела важным водоразделом президентского срока Зеленского.

"Новым сердцем" в понимании Зеленского стал Денис Шмыгаль, малоизвестный член Кабмина Гончарука, экс-министр общин и территорий. В марте 2021 года исполнился год его премьерства. Работа его правительства радикально отличается от экономической повестки, заданной Гончаруком.

Андрей Богдан, Денис Шмыгаль, Владимир Зеленский и Сергей Трофимов (фото: Facebook/Денис Шмыгаль)
Андрей Богдан, Денис Шмыгаль, Владимир Зеленский и Сергей Трофимов (фото: Facebook/Денис Шмыгаль)

Коротко "опорные" решения второго правительства Зеленского можно свети к шести пунктам.

1. Большая зачистка прорыночных людей 

Собеседники LIGA.net из окружения Зеленского объясняли отставку Гончарука "плохими рейтингами" экс-премьера: президент якобы опасался, что малопонятные широким массам реформы могут навредить его имиджу среди избирателей.

После смены правительства внезапные отставки стали визитной карточкой экономического блока власти при Зеленском: быстро и со скандалами уходили руководители Налоговой и Таможенной служб Сергей Верланов и Максим Нефьодов, а также глава НБУ Яков Смолий (последний сам подал в отставку после резкого разговора с президентом).

Александр Данилюк, Руслан Рябошапка, Илья Михайлов, Юрий Драганчука, Сергей Верланов и Максим Нефьодов, фото: Facebook/Максим Нефьодов
Александр Данилюк, Руслан Рябошапка, Илья Михайлов, Юрий Драганчука, Сергей Верланов и Максим Нефьодов, фото: Facebook/Максим Нефьодов

В похожем стиле был уволен глава крупнейшей госкомпании НАК Нафтогаз Андрей Коболев, которого заменил и.о. министра энергетики и несостоявшийся вице-премьер Юрий Витренко.

Последняя серия экономических отставок – 14 мая. Заявления написали министры экономики и инфраструктуры Игорь Петрашко и Владислав Криклий. Оба – по инициативе Офиса президента. 

Владислав Криклий и Владимир Зеленский, фото: скриншот видео 5 канал
Владислав Криклий и Владимир Зеленский, фото: скриншот видео 5 канал

2. Госкомпании снова становятся зависимыми

Продолжение кадровой темы – ситуация с госкомпаниями. Еще в начале срока Зеленский обещал большую кадровую перезагрузку в госсекторе и критиковал иностранцев с огромными зарплатами в набсоветах госкомпаний. 

Сейчас Кабмин своими действиями показывает, что готов удовлетворить запросы президента (кейсы Нафтогаза, Укргидроэнерго, Ощадбанка, Укроборонпрома), несмотря на риск разругаться с главным кредитором МВФ.

3. Большая стройка – десятки миллиардов ради рейтингов

Кабмин отреагировал на пандемию коронавируса созданием ковидного спецфонда на 60 млрд грн. Общий дефицит госбюджета вырос в разы – до 300 млрд грн в 2020 году и 240 млрд грн – в 2021-м.

Государство стало одним из главных игроков в экономике: деньги на пандемию начали тратить на имиджевый проект президента "Большое строительство", правительство помогало с единоразовыми выплатами пенсионерам (а в 2021 году – провело индексацию пенсий) и пострадавшим предпринимателям.

Денег хватало не всегда (иногда помогали госбанки, иногда везло с внешними условиями), а главную задачу – закупку вакцин – правительство провалило: весну 2021 года Украина заканчивает с худшими темпами вакцинации в Европе, а контракты с поставщиками сопровождались скандалами с намеком на коррупцию.

4. Регулирование цен

Постковидная инфляция не понравилась руководителям страны.

Кабмин время от времени вмешивается в ценообразование в разных сферах: ограничивал цены на газ для населения, пытался справиться с подорожанием продуктов питания, а сейчас вводит граничную надбавку к средней розничной цене дизтоплива и бензина. Инициатором последнего решения был Зеленский, говорят собеседники LIGA.net на топливном рынке.

5. МВФ на длинной паузе и откат реформ

Ограничение цен на газ – одна из причин безрезультатного завершения последней миссии МВФ. Украина почти год не может получить второй из пяти траншей антикризисной программы от Фонда (все пять в сумме $5 млрд планировались до конца 2021-го).

Основные проблемы – упомянутое вмешательство в рынок газа, ступор в судебной реформе (один из камней преткновения – роль иностранных наблюдателей в Высшем совете юстиции), откат реформы корпоративного управления на примере "схемного" увольнения главы Нафтогаза.

6. СНБО вместо прокуратуры и суда 

В мае 2020 года Владимир Зеленский назначил экс-президента Грузии Михеила Саакашвили главой Исполнительного комитета реформ, который переименовали в Офис простых решений и результатов.

Михеил Саакашвили,  казахстанский предприниматель Маргулан Сейсембаев и Владимир Зеленский во время встречи в Офисе президента Украины Фото: телеграмм канал Маргулана Сейсембаева
Михеил Саакашвили, казахстанский предприниматель Маргулан Сейсембаев и Владимир Зеленский во время встречи в Офисе президента Украины Фото: телеграмм канал Маргулана Сейсембаева

Пока у структуры не так много достижений (она, в частности, работает над законопроектами о накопительных пенсиях и новой версией налога на выведенный капитал), за "простые решения" неожиданно стал отвечать Совет национальной безопасности и обороны.

На счету Совета – санкции против "топ-пропагандистов" и "воров в законе",  бизнеса Виктора Медведчука, участие в разработке "закона об олигархах", в возможных планах – решения против облгазов Дмитрия Фирташа.

От Ермака до Гетманцева. К кому прислушивается экономист Зеленский

"Мы точно не будем внедрять в нашей стране чью-то экономическую теорию и ставить эксперименты. Единственный "изм", который мы исповедуем, – это прагматизм", – сказал в комментарии LIGA.net глава налогово-финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в ответ на вопрос об экономической политике в нынешней власти.

Кто формирует эту политику? Ключевых людей в этой системе немного.

Владимир Зеленский. Сразу несколько собеседников LIGA.net, участвующих в разработке экономических законопроектов, отмечают, что Зеленский ограниченно занимается повесткой в экономике. Но все же она ему интересна. Особенно моменты, где речь идет о влиянии на рейтинги среди избирателей.

"Он концентрируется на внешней политике и кадровых вопросах, на глубокое погружение в экономику просто не хватает времени, – говорит один из собеседников, участвовавший в разработке нескольких экономических законопроектов. – Но важные законопроекты проходят через президента лично. Например, когда ему принесли ряд проектов об амнистии капиталов, он указал на правильный вариант с самыми обоснованными цифрами".

Что действительно волнует президента – кадры. Решения принимаются в очень ограниченном кругу людей. Например, Кабмин Шмыгаля Зеленский обсуждал только с руководителем Офиса президента (Андреем Ермаком) и первым помощником (Сергеем Шефиром), рассказывал тогда собеседник в руководстве Слуги народа.

В Офисе президента за экономику отвечает заместительница Ермака Юлия Свириденко. В некоторых случаях важную роль играют советники Зеленского Олег Устенко и Ермака – Тимофей Милованов. Их, в частности, привлекают, когда нужно проанализировать принятые Радой законы, перед тем как их подпишет президент. Например, таким образом он ветировал закон №1049 о едином счете для уплаты налогов и сборов – из-за так называемой  "табачной правки", рассказывает один из соавторов проекта.

Текущие экономические "проекты" президента – "закон об олигархах", а также выполнение предвыборного обещания о налоге на выведенный капитал и договоренности с МВФ.

"Зеленский все же понимает, что не слушать МВФ нельзя, иначе нам придется одалживать деньги гораздо дороже, – отмечает собеседник LIGA.net среди авторов одного из проектов. – Если бы не это, НнВК давно бы ввели, поскольку это хорошо для рейтингов".

Подготовку важных реформ, таких как НнВК, президент доверяет Офису простых решений Саакашвили, который занимался еще одной важной реформой – обязательными накопительными пенсиями и в целом работает над несколькими десятками законопроектов.

Какие у президента экономические взгляды?

Частично ответ проявился во время отставки главы НБУ Якова Смолия летом 2020 года. Тогда собеседник LIGA.net из президентской фракции Слуга народа перечислял следующие пункты из экономической парадигмы Зеленского: "Деньги – кровь экономики, их нужно больше; сушить экономику нельзя; курс чуть опустить".

Денис Шмыгаль. Премьер-министр – "аутсорсер", которому Зеленский доверяет решение экономических вопросов. Преимущество Шмыгаля – он не склонен к самопиару и поддерживает мнение президента и некоторых влиятельных депутатов, что государство должно быть рулевым в экономике, особенно во время кризиса.

У Шмыгаля также есть своя группа помощников – Центр экономического восстановления. Исполнительный директор центра Кирилл Криволап – советник Шмыгаля, он помогал с созданием правительственной Стратегии-2030. Другие фаундеры этой структуры – Анатолий Амелин (Украинский институт будущего), Андрей Длигач (Advanter Group), Владимир Власюк (Укрпромвнешэкспертиза).

Даниил Гетманцев и Галина Третьякова. Главы налогово-финансового и социального комитетов Рады – наиболее влиятельные депутаты экономического блока парламента. Доверием ОП также пользуются менее статусные Дмитрий Наталуха (экономический комитет) и Андрей Герус (энергетика).

Кто главный в этой системе принятия ключевых для экономики решений: Кабмин или Верховная Рада?

"Конституция об этом не говорит. Реализация политик возложена на Кабмин. А вот формирование, на мой взгляд, – это Верховная Рада", – сказала LIGA.net Третьякова.

Какими экономическими изменениями намерена заняться ВР? Гетманцев в комментарии LIGA.net выделил следующие направления:

- детенизация;

- поддержка развития промышленности, отраслей с высокой добавленной стоимостью;

- поддержка высокотехнологичного экспорта и защита отечественного производителя;

- привлечение инвестиций;

- качественная судебная система, развитая инфраструктура.

"Формула Кейнса" для Зеленского и его рейтингов

Что же об "экономической доктрине" Зеленского-Шмыгаля думают экономисты? Общих выводов два: украинское правительство не имеет четкой идеологии в развитии экономики, а президента больше интересуют рейтинги, чем долгосрочные экономические цели.

Почему так? Есть несколько наблюдений.

"Эклектическая и противоречивая"

Так экономисты описывают экономическую политику украинских властей.

В ней можно одновременно увидеть инициативы большой приватизации и попытки привлечения иностранных инвесторов (проект "инвестняни"), а также борьбу с олигархами, которые соседствуют с такими идеями, как "раскачать курс, "подогреть инфляцию", "реформировать" Нацбанк и Нафтогаз, указывает аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко.

У президента при этом остаются проблемы с пониманием макроэкономических взаимосвязей, считает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. "Пример – одновременно пытаться удешевить кредиты для бизнеса и ипотеку для граждан и уклоняться от договоренностей с МВФ, успешная программа с которым позволила бы устойчиво снизить ставки", – поясняет он.

Зависимость Украины от внешней поддержки добавляет хаоса в экономической политике. "Есть явное желание разных групп влияния превратить государство в дойную корову, как это было во времена Януковича, – говорит Ахтырко. – С другой стороны, геополитическая ситуация не позволяет властям полностью подчиниться этим интересам и игнорировать пожелания западных партнеров".

Рейтинги – главный экономический KPI

Можно ли считать экономическую политику украинских властей скорее левой, чем правой? Единственный четкий ответ – она сильно ориентируется на реакцию потенциальных избирателей, полагает Вышлинский.

"Я не вижу у правительства Шмыгаля системной левой идеологии. Скорее, оно склонно к ручному управлению для достижения краткосрочных политических целей, – говорит он. – Показательные примеры – установление потолка цены на газ, договоренности с сетями АЗС, когда власти пытались не допустить потери доверия граждан из-за роста цен. То же самое касается кадровых назначений в правительстве и на госпредприятиях".

Борьба с ценами – красноречивый пример ориентации властей на рейтинги. "Когда инфляция была низкой, вопросы экономики не особо беспокоили президента, – отмечает эксперт Case Украина Евгений Дубогрыз. –  Сейчас наоборот – это важный приоритет".

До пандемии президент пытался строить имидж автора больших проектов для перезапуска экономики – Большое строительство, 5-7-9, доступная ипотека. Но коронавирус спутал карты: использование денег из ковидного фонда на дороги больше навредило рейтингам властей, чем наоборот, добавляет Ахтырко из Concorde Capital.

Зеленский выбирает бизнесменов и популизм

Важная черта Зеленского, влияющая на общую экономическую политику властей, – будучи выходцем из среднего бизнеса, в целом он склонен поддерживать предпринимателей, говорит Вышлинский из ЦЭС.

"Особенно это проявилось в период пандемии, когда в поисках баланса между интересами здравоохранения и бизнеса Зеленский часто склонялся к более либеральной модели карантина, а также настаивал на господдержке пострадавших предпринимателей", – поясняет он. 

Вместе с тем, президент не готов обеспечивать повышенные госраходы за счет увеличения налогов и ужесточения администрирования. "Результат – раздувание бюджетного дефицита. То есть это просто популизм", – считает Вышлинский.

Зеленский и "формула Кейнса"

"Мне кажется, Зеленский принадлежит последнему поколению людей, которые автоматически ставят знак равенства между словами "государственный", "качественный" и "хороший", – полагает Дубогрыз из Case Украина.

Попытки увеличить роль государства во всем – следствие того, что у президента до сих пор нет понимания, кто наполняет бюджет (не олигархи, а простые украинцы своими налогами), добавляет он.

"Возможно, кто-то презентовал президенту "кейнсианскую формулу" Y=C+I+NX+G (Валовый национальный продукт = Частное потребление + Инвестиции + Чистый экспорт + Госрасходы. – Ред.) и сформировал убеждение, что простым повышением G можно ускорить экономический рост", – допускает Дубогрыз.