"Повернись живим" впервые купил "Байрактары": как это удалось. Рассказ от первого лица
За восемь лет войны с Россией украинское волонтерство прошло долгий путь: от закупки одежды до тепловизоров и тяжелых ударных дронов.
Месяц назад рекордные 600 млн грн на четыре Bayraktar собрал фонд Сергея Притулы. Теперь – три борта закупил фонд "Повернись живим". Эти дроны очень помогут украинской разведке и силам спецназначения, рассказывал руководитель Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов.
Это впервые, когда производитель дронов (турецкая компания Baykar) продал ударные дроны не государству, а благотворительной организации, рассказывает LIGA.net Руслана Величко. Она – волонтер фонда "Повернись живим" и первая заместитель исполнительного директора "Украинского ветеранского фонда".
Руслана руководит всеми зарубежными закупками, договорной работой и логистикой. Именно она занималась покупкой комплекса Bayraktar TB2 и вела переговоры о поставке бортов. В интервью LIGA.net она рассказала, как это было.
Когда у "Повернись живим" впервые появилась идея купить ударные дроны?
Идея появилась еще в марте, когда мы начали оформлять документы, чтобы импортировать товары военного назначения. Речь идет о разрешениях от Государственной службы экспортного контроля.
Когда и как вы стали работать над идеей?
Фонд работает по запросам. Был запрос от силовых структур купить "Байрактары". Работать над этим запросом начали в мае.
С чем пришлось работать больше всего, чтобы купить дроны?
Больше всего работы было с украинской разрешительной системой, бюрократией. Нужно было получать разовые разрешения на закупку и делать заявки в государственные органы.
Но это товары военного назначения, поэтому государство должно контролировать, знать, где находится такая техника. Это необходимые и правильные процедуры. Мы ведь не хотим сделать из страны Сомали.
Именно из-за вопросов безопасности для техники мы так долго публично не говорили о покупке.
Сколько длились переговоры?
Достаточно быстро. За неделю мы согласовали все нюансы по контракту, условия и риски. Такие проекты не могут делаться за неделю. Ведь, кроме нас, лицензию на экспорт и разрешение должен оформить и продавец.
Но, кроме процедуры, есть еще логистика и производство. Ведь это не просто три самолетика – это комплекс. Там много составляющих. То есть, комплекс завозился в Украину не за один раз, а за несколько раз.
В комплекс входит: три БПЛА, система воздушной связи, мобильный комплекс наземной станции управления, комплекс наземного терминала передачи данных, интеграционный комплекс для высокоточных припасов, система воздушной связи, система распознавания "свой-чужой", комплекс технической поддержки и сами управляемые авиационные боеприпасы.
То есть комплекс рассчитан не просто как отдельные беспилотные летательные аппараты Bayraktar, выполняющие разведывательную функцию. Мы закупили более серьезную технику, которая может обеспечивать уничтожение вражеской цели.
А сколько занял весь процесс от поиска контактов до получения "птичек" в Украине?
В общем, процесс от поиска контактов Baykar до поставки бортов в Украину занял с мая по июнь.
Как вы искали выходы на производителя дронов, компанию Baykar?
Baykar уже не впервые поставляют продукцию в Украину. Поэтому при желании контакты легко найти. Тем более что в Baykar работают даже украинцы. Искали выход так же как журналисты, когда ищут контакты и расспрашивают о них. Мы нашли контакты и стали договариваться.
Кто с ними вел переговоры о покупке от Украины?
Мы общаемся с Baykar напрямую. Переговоры вела я с согласованием основных деталей с директором фонда Тарасом Чмутом.
Когда вы пришли с таким запросом в Baykar, как они отреагировали?
Отреагировали нормально, спросили, есть ли у нас разрешения – мы выслали им копии. И тогда начали контрактацию, обсуждение контракта – стандартные процессы.
Даже не пришлось убеждать компанию? Это же впервые, когда ударные дроны покупает благотворительный фонд, а не государство.
Если это разрешено законодательно и есть соответствующие разрешения, то нет никаких проблем.
А турки, с которыми вы вели переговоры, – как они относятся к войне?
Они максимально поддерживают Украину, это можно понять даже по их действиям.
Стоимость этих трех бортов – свыше $16,5 млн. Это сумасшедшие деньги, как долго фонд собирал эту сумму?
К моменту, когда начинали переговоры, эта сумма у нас уже была. Фонд не собирает на отдельные проекты. Имея сумму, мы решили, что ее нужно потратить именно на эту технику. Ибо она была нужна конкретным силовым структурам.
Контекст
С начала 2022 года Повернись живим получили донаты на 4 млрд грн, заявили в фонде. Для сравнения, за весь предыдущий год фонд получил не более 20,5 млн грн.
Можно ли ожидать новых ударных поставок от Повернись живим?
У нас сложились очень хорошие партнерские отношения с Baykar. Я думаю, это будет не последний наш проект с ними. Товары военного назначения и их поставки точно будут: они уже в процессе. И речь идет не только о Baykar.
Фонд может получить разрешения на покупку товаров военного назначения. У нас оформлено свидетельство на все виды товаров военного назначения. То есть все типы техники, которая разрешена в Украине. К примеру, комплекс Bayraktar мы купили с боекомплектом.
Читайте также: Фонду "Повернись живим" задонатили $250 000 от продажи популярного мема Coffin Dance