В начале августа стало известно, что социальная сеть Facebook планирует платить ведущим американским изданиям несколько миллионов долларов в год за право распространять их контент в специальной новой вкладке "Новости", которая будет доступна уже осенью. У медиаменеджеров, которые годами воюют с алгоритмом Facebook, эта новость вызвала смешанные чувства. С одной стороны, соцсеть превращается в некий элитарный клуб лучших американских медиа, в то время как все остальные издания и целые регионы, которые в этот клуб не попадают, остаются за бортом трафика. С другой - есть зыбкая надежда на потенциальное расширение рамок сотрудничества с производителями качественного контента.

Как бы там ни было, в Украине, которая, по причине скромного диджитал-рынка остается на периферии внимания глобальных платформ, и которая уже два года как запретила все российские их аналоги (при этом все равно пребывающие в состоянии "кота Шредингера"), давно стоит обратить внимание на неочевидное национальное достояние - портал ukr.net.

Основанный в 1998 году портал стабильно входит в списки 10-25 самых посещаемых сайтов в Украине, собирая до 140 млн визитов в месяц (согласно данным аналитического сервиса SimilarWeb). Примерно половина этого трафика приходится на почтовый сервис. Остальное, судя по всему, - на новостную ленту (использование новостной ленты пользователями почтового сервиса также высоковероятно).

В профессиональной медиа-среде к ukr.net относятся по-разному. Кто-то публично порицает сайты, которые качают оттуда трафик, а кто-то напротив использует эти инструменты в полной мере. Но, как правило, если трафик из ukr.net и привлекают, то говорят об этом не часто из-за исключительно коммерческой основы сотрудничества с этой площадкой. 

Нюансы функционирования портала

Даже для человека с опытом в аналитике медиа, очень многое в функционировании новостной ленты портала окутано туманом. Дисклеймер в "подвале" сайта говорит о том, что ukr.net не является СМИ, не занимает политической позиции и формирует новостную ленту автоматически - то есть без ручного отбора.

Также любое издание может подать заявку на подключение своего контента к ленте новостей. Отвечают, правда, не всем - насколько я понял по своему опыту, а также из опыта коллег, которые подавали эти заявки, менеджеры портала визуально оценивают сайт по каким-то своим критериям и отвечают только тем, кто производит впечатление адекватных. А ответ на заявку приходит, как ни странно, от представителя коммерческого отдела, - то есть бесплатных опций включения своего контента практически нет (некоторые региональные издатели говорили мне, что получают трафик из ukr.net бесплатно - видимо потому, что контента из их региона не так много, и нужно заполнять чем-то местную ленту).

В полученном мной в конце прошлого года коммерческом предложении говорилось о гарантированных 5000 переходах в сутки, которые могли предоставить за 10 400 грн в месяц. Каким образом обеспечивается данная гарантия, не объяснялось. В приложении к коммерческому предложению также шел документ с редакционной политикой, подписанный главным редактором портала Виталием Яблонько, в котором в развернутой форме описаны требования к контенту ленты, а также указано, что весь контент подлежит выборочной проверке на соответствие этим требованиям. То есть человеческий фактор все-таки в этом процессе присутствует.

Если внимательно изучить содержимое главной страницы и индивидуальных лент ukr.net, то коммерческая составляющая сотрудничества становится более очевидной - большое количество ссылок на одни и те же новости от разных, часто неизвестных за пределами ukr.net сайтов. Судя по всему, гарантии по трафику перед партнерами выполняются посредством "поднятия" ссылок на конкретные сайты выше в ленте, вплоть до вывода на главную.

У существенной части сайтов, которые публикуют контент на ukr.net, similarweb показывает его, как главный источник трафика. Заявленных же в коммерческом предложении редакционных принципов также придерживаются не всегда. Например, заметил в разделе "Здоровье" прямо на главной странице ссылку текст про продукты, помогающие при упадке сил, где нет ни источника, ни даже имени врача, который дает совет. Платформы Google и Facebook, к слову, начали довольно жестко бороться с не отвечающим журналистским стандартам контентом на темы здоровья и медицины.

Важность странового масштаба

Но, несмотря на все недостатки, ukr.net нам все же очень нужен. Свой независимый новостной агрегатор национального масштаба с двадцатилетней историей и устойчивой аудиторией есть далеко не в каждой стране. А там, где есть, например, tut.by в Беларуси или российские mail.ru и rambler, выступают в роли СМИ и производят свой редакционный контент. То есть, среди прочего, конкурируют с медиа. Ukr.net же может стать настоящей украинской платформой, которая не только не будет конкурировать с медиа, а и даст множество возможностей для их роста и развития без ущерба для собственной монетизации, а также в интересах пользователей. Но для этого ему предстоит наконец пройти через ряд изменений. 

В первую очередь, работа портала должна стать более прозрачной для всех сторон производства, дистрибуции и потребления контента. В среде тех, кто следит за развитием украинской журналистики и прочими общественными процессами, принято шутить на тему того, что среди топ-25 самых посещаемых сайтов редко всплывают СМИ. В ситуации, когда большая часть рейтинга состоит из глобальных проектов (youtube, google, facebook, wikipedia) и официально запрещенных российских (yandex, mail.ru, vk.com, odnoklassniki), ukr.net не может оставаться в стороне и тихо продолжать продавать свой трафик направо и налево. Не может в первую очередь из-за того, что рано или поздно этот трафик закончится или, по крайней мере, сильно уменьшится - украинские сегменты Facebook и Instagram уверенно растут год к году.

Измениться стоит не только ukr.net, но и тем, кто контент производит. Тут нет готовых и очевидных решений, но, как минимум, нужно перестать относить портал к "серым" медийным практикам, рассуждая про возможных ботов и непонятные коммерческие условия (как это часто делал в том числе и я), и, напротив, начать подталкивать его к инновациям, в том числе через публичное обсуждение его проблем.