Инициатива создания Фонда: о чем речь?

В прошлом году, в ходе встречи правительства с экспортной IT-индустрией, премьер-министр Украины Алексей Гончарук предложил создать Фонд развития человеческого капитала для IT-отрасли – IT Creative. Средства этого Фонда пойдут на стипендии для талантливых студентов, гранты для молодых ученых и создание образовательной инфраструктуры. Сам Фонд будет администрироваться Государственной налоговой службой Украины, а управляться IT-отраслью.

Отчисления в вышеупомянутый Фонд будут добровольными в рамках специальной опции налогообложения для ФОП в IT-отрасли. Указанная опция предполагает уплату IT-ФОПами: 5%-го единого налога, 1,5%-го военного сбора, ЕСВ с двух минимальных зарплат, сбора на развитие человеческого капитала в размере 1% в году введения, с постепенным увеличением на 1% ежегодно до достижения уровня 5%.

Предполагается, что при использовании вышеописанной опции налогообложения, на законодательном уровне будет предусмотрена невозможность переквалификации отношений IT-бизнеса с ФОПами в трудовые. Таким образом, IT-бизнес сможет закрыть один из своих основных налоговых рисков. 

При этом, возможность остаться на существующей сегодня 3-й группе у IT-ФОПов также останется.

Вместе с тем, вполне вероятно, что, при введении варианта налогообложения, исключающего риск переквалификации отношений с ФОПами в трудовые, IT-бизнес предпочтет сотрудничать с ФОПами, которые будут уплачивать сбор в Фонд развития человеческого капитала. Вопрос согласится ли IT-бизнес взять на себя дополнительные расходы на уплату налогов или же возложит это налоговое бремя на ФОПов остается открытым.

Аргументы "За"

1. Создание Фонда человеческого капитала обосновывается правительством нехваткой кадров, превышением роста количества сотрудников индустрии над количеством выпускников ВУЗов, нежеланием IT-специалистов преподавать в ВУЗах, необходимостью улучшения качества образования в сфере IT, созданием условий для ускорения роста IT-индустрии. 

2. Согласно планам правительства, создание Фонда развития человеческого капитала позволит через 10 лет увеличить экспорт отрасли с $3млрд до $10 млрд, а количество работников в отрасли возрастет с 165 000 до 650 000 человек.

Планы отличные, вместе с тем, конкретика по использованию средств Фонда, его управлению и администрированию отсутствует. Законопроект правительства о создании Фонда на сегодняшний день в общем доступе отсутствует.

3. Исключение риска переквалификации отношений с IT-ФОПами в трудовые при использовании опции налогообложения с уплатой сбора в Фонд развития человеческого капитала можно рассматривать как самый понятный и позитивный аргумент "За" создание Фонда для IT-компаний.

Аргументы "против"

Если аргументы "за" являются больше декларативными, нежели осязаемыми и понятными для IT-специалистов, то аргументы "против" могут быть вполне конкретными. Ниже мы перечислим ключевые из них, а также приведем риторические вопросы к ним:

1. IT-индустрия развивалась без помощи государства в рамках существующих регулирования и системы налогообложения и, вполне возможно, благодаря именно отсутствию жесткого регулирования и благоприятному налогообложению, IT-индустрия является успешной. Поднятие налогового бремени IT-специалистов в два раза вряд ли будет расценено ими как поддержка государства.  

Может, не нужно существенно увеличивать налоговую нагрузку на IT-отрасль, чтобы не спровоцировать отток кадров и передислокацию вполне мобильного IT-бизнеса и специалистов?

2. IT-бизнес вполне самостоятельно осознает, что его основной актив это люди и, на практике, самостоятельно организовывает необходимое обучение для своих сотрудников и подрядчиков.

Может, стоит бизнесу дать возможность самостоятельно определять, что для него хорошо и нужно, а не вводить новые общеобязательные платежи, порядок использования которых не является прозрачным?

3. Возлагая дополнительный сбор в Фонд развития человеческого капитала на IT-ФОПов, по сути, такие ФОПы будут платить за обучение своих конкурентов, которые могут демпинговать на рынке труда. Иными словами, направления использования сбора в Фонд развития человеческого капитала являются выгодными для IT-компаний, но не выгодными для IT-ФОПов, на которых и налоговая нагрузка возрастет и еще конкурентов добавится за их же счет.

Возможно, стоит возложить обязанность по уплате сбора в Фонд на IT-компании, а не на ФОПов? 

4. Администрирование Фонда развития человеческого капитала государственным органом (каким бы он ни был), а также создание денежного ресурса в виде Фонда, с очень высокой долей вероятности повлечет за собой бюрократию. Кроме того - основания для злоупотреблений и коррупции (например, на этапе выбора университетов, подрядчиков для строительства образовательных учреждений, закупки техники, оплаты преподавателей, распределении средств между областями и населенными пунктами, отбора студентов, выплаты им стипендий и грантов и др.).

Может, стоит начать с пилотного проекта за счет государства или IT-бизнеса на добровольной основе и в случае успеха – распространить на всю индустрию?

5. Неравенство в квалификации трудовых отношений и налогообложении фонда оплаты труда для IT-индустрии и иных отраслей не способствует социальной справедливости и положительному социальному имиджу лиц, занятых в отрасли. Действительно, сложно назвать справедливой ситуацию, когда учитель или инженер платит со своей заработной платы 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора, а его работодатель еще и 22% ЕСВ, в то время, как государство предусматривает налогообложение труда IT-специалистов на уровне 11,5% (5% единый налог, 1,5% военный сбор и 5% сбор в Фонд) и ЕСВ с 2 минимальных заработных плат.

Концепция реформирования налогообложения в IT-отрасли, предлагаемая Министерством  и Комитетом цифровой трансформации, предусматривающая полное освобождение наемных IT-специалистов от НДФЛ с уплатой ЕСВ с двух минимальных заработных плат, с этой точки зрения, может создать еще большее налоговое неравенство по отношению к наемным сотрудникам, занятым в иных отраслях экономики.

Сейчас активно обсуждается предложение снизить нагрузку на фонд оплаты труда для всех сотрудников до уровня 25% (включая все налоги и сборы). Это могло бы позволить вывести часть заработных плат из тени, а IT-бизнесу продемонстрировать свою социальную ответственность.

При этом, при наличии политической воли, парламенту принять закон, в котором предусмотреть, что 5% налогов от заработных плат IT-специалистов должны перечисляться в Фонд развития человеческого капитала, который будет администрироваться ГНС, а управляться IT-бизнесом, как сейчас и предлагается правительством. А дополнительные расходы IT-бизнеса на уплату зарплатных налогов государство могло бы компенсировать за счет налога на прибыль предприятий и/или НДС.

Это также снизило бы стимулы для IT-бизнеса оставлять часть прибыли в других юрисдикциях и, вполне вероятно, увеличило бы поступление валютной выручки в Украину и количество работы от украинских заказчиков. Вместе с тем, снижение корпоративных налогов, вероятней всего, потребует пересмотра договоренностей с МВФ.   

Возможно, стоит установить одинаковые критерии трудовых отношений и правила налогообложения доходов физических лиц для всех отраслей, а в качестве государственной поддержки IT-компаний снизить для них корпоративные налоги? 

Вместо вывода

Учитывая успешное развитие IT-отрасли без поддержки государства, повышение налогов на "фонд оплаты труда" IT-специалистов в два раза под видом государственной поддержки, направленной на развитие отрасли, выглядит как не совсем сбалансированное решение.

Предлагаемый компенсатор увеличения налогообложения IT-специалистов в виде устранения риска переквалификации отношений с  IT-ФОПами в трудовые, может рассматриваться как дискриминационный по отношению к другим отраслям и их наемным сотрудникам. Установление одинаковых критериев трудовых отношений и снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для всех отраслей экономики с отчислением части зарплатных налогов IT-специалистов в Фонд развития человеческого капитала и введением налоговых льгот для IT-индустрии по корпоративным налогам, представляется более справедливым и эффективным способом реформирования налогообложения IT-индустрии.