Если Владимир Зеленский не сможет или не захочет диаметрально изменить свои подходы к управлению и институтам, то Украину (и его самого, соответственно) ждут тяжелые времена: в отсутствие сильного неформального "арбитра", с одной стороны, и сильных формальных институтов – с другой, неконтролируемая конкуренция за ренты в очередной раз приведет к истощению ресурсов.

И, к сожалению, пока что события развиваются именно в этом направлении. Ситуацию усугубляет антизападничество, которое расцвело пышным цветом с подачи нескольких заинтересованных игроков, среди которых опаснее всего – это альянс пророссийских сил и промышленного лобби, имеющий глубокие исторические и ментальные корни.

Увы, враг успешно использует наши слабости, чтобы уничтожить Украину преимущественно ее же собственными внутренними силами, через нагнетание непримиримых противоречий и губительный лоббизм промышленников. Первое грозит обрушить политическую стабильность, а второе – макроэкономическую. 

Собственно говоря, промышленное лобби объединяет и истощение рент – через требование субсидий, льготных кредитов за счет денежной эмиссии, налоговых привилегий и протекционизма, и антизападничество – в союзе с кремлевскими силами и Игорем Коломойским. Оно также очень сильно связано с кремлевской стратегией, если не является ее частью.

К сожалению, шансы на то, что в этот раз промышленное лобби таки сможет добиться своего, на редкость велики. В прошлый раз, когда оно шло в атаку в 2016-м, об эмиссии даже речь заводить побоялись: слишком свежи в памяти были события предыдущих двух лет. Но и протекционизм в госзакупках, и льготы для индустриальных парков были даже приняты в первом чтении, а экс-премьер-министр Владимир Гройсман открыто поддерживал оба законопроекта.

Поэтому на сей раз любители поживиться за чужой счет начали с массированной бомбардировки этих, как они их назвали, "соросят", в компании с кремлевско-медведчуковскими (само презрительное слово заимствовано у северо-восточных соседей) и, примкнувшим к ним обиженным Западом Игорем Коломойским.

Теперь предложение подкормить избранных за счет всех, а попутно еще и обрушить курс, преподносится под соусом "освобождения от внешнего управления" которое, мол, не дает Украине суверенно проводить политику экономического эгоизма (или национализма) – которую якобы все развитые страны проводят, и тем держит нашу страну в бедности.

Весь этот конспирологический бред, увы, хорошо ложится на традиционный украинский ресентимент "нации-терпилы", которой "враги" мешают развиваться – а то мы бы им всем показали! Плюс – игра на реальных ошибках того же МВФ и сугубо эгоистичном поведении ряда иностранных бизнесов, например, Европейской бизнес-ассоциации в важных для наших сограждан вопросах. Ну и, конечно, массовый вывод в оффшоры, которым грешат не только отечественные олигархи, но и пресловутый "международный спекулятивный капитал". Не говоря уже о пропагандистской мощи кремлевско-медведчуковских телебашен массового оболванивания…

Кстати, если кто-то, читая эти строки, подумал было, что в рассуждениях насчет "экономического суверенитета" "что-то есть", задумайтесь, а зачем же тогда враг через медведчуковские ресурсы так усиленно поддерживал и раздувал эту кампанию? Уж не для того, чтобы Украина стряхнула с себя оковы и стала экономическим тигром, правда?

В реальности они это делали, преследуя две цели: во-первых, дискредитировать Запад, оттолкнуть от него украинцев (первый шаг обратно в империю), и, во-вторых, помочь промышленному лобби поскорее осуществить заветные мечты. Потому что до сих пор всегда, когда оно дорывалось до власти, это заканчивалось катастрофой. Особенно страшной в 1992-1993 года, которые промышленники до сих пор вспоминают как "золотой век без проклятого МВФ". Потом был еще 1998-й, после которого у них почва ушла из-под ног, и 2014-й, когда их, казалось бы, должно было окончательно смыть в унитаз Истории. Но нет. Лоббисты возродились как Феникс из пепла, а некоторые даже вырядились в вышиванки (в прямом смысле слова), но остались при своих требованиях. 

Промышленным производством в Украине занимаются разные бизнесмены. Часть из них – это добросовестные предприниматели, которые нашли свои ниши на рынке (обычно не только отечественном) и успешно их разрабатывают, мечтая, как и весь остальной неолигархический бизнес, чтобы государство оставило их в покое.

Им можно только пожелать успеха, речь не о них. Но гораздо больше видно и слышно других, ведущих свой род от "красных директоров". Им все должны, их "бизнес" не выживет без государственной поддержки (т.е. грабежа, если называть вещи своими именами), и поэтому либералы – их злейшие враги, либеральная идея мертва, и Запад, на самом деле, это признал, только не публично. Никого не напоминает?

Вот еще одна подсказка: это, в большинстве своем, именно те промышленники, которые яростно "топили" за Мутный союз, ЕАЭС, и о которых так заботился ЕврАзБанк, когда спонсировал псевдонаучное исследование нашего академического института экономики и прогнозирования во главе с академиком Геецом.

Лейтмотивом "исследования" был тот факт, что продукция украинского машиностроения не нужна нигде, кроме бывшей империи – проще говоря, она неконкурентоспособна, и этот "бизнес" обречен, если не вступить в ЕАЭС. Иными словами, это "пятая колонна", тот самый балласт, который все годы независимости притягивался к северо-восточному магниту и тянул нас на дно, в прошлое.

Мертворожденные на костях замученных голодомором крестьян предприятия, которые никто не предпринимал, не хотят в свободное плаванье – они мечтают вновь впиться в кровь нашей экономики. И сколько этого зверя не корми,  он все смотрит в прошлое, тоскует по "нашей Родине – СССР" и прежним временам, когда Украина была частью единого и неразрывного "промышленно развитого" гиганта. Мертвый хватает живого…

К ним примкнула и новая когорта фирм, вроде бы рожденных уже в независимой Украине, но с тем же менталитетом индустриальной эпохи, впитанным с рассказами отцов и лекциями бывших профессоров политэкономии социализма. То ли полагаясь на родственный им ментал Януковича-Азарова, то ли просто по собственной недалекости, эти бизнесмены совершили обычную и довольно распространенную инвестиционную ошибку: вложились в производство или индустриальные парки для него, не изучив толком рынок и мировые тренды.

А тут "внезапно" оказалось, что Украина – далеко не самое благоприятное место для промышленного производства, причем, в глобальной конкуренции "не самое" значит "никакое". Почему – отдельная и очень важная тема, но факт остается фактом: рабочая сила перестала быть дешевой как только страна немного очухалась от кризиса, и уж совсем плохо с ней стало, когда открылся безвиз ЕС. В то же время вкладывать в автоматизированное производство – рискованно в воюющей нестабильной стране. Да и смысла большого нет, проще его создавать ближе к потребителю. В глобальной конкуренции дешевых рабочих рук и роботов (где последние неуклонно выигрывают) Украине ловить нечего.

Но признавать свои инвестиции неудачными как-то не хочется… Приятнее (и, наверное, выгоднее) вложиться в политику, лоббирование, и получить законы об инвестпарках, "инвестиционных нянях" и прочие привилегии. Естественно, за наш с вами счет, а также за счет тех добросовестных предпринимателей, о которых шла речь выше. Западу это не нравится? Ату его! Это они просто "не хотят позволить нам развиваться". Чисто российский нарратив, хотя и произносится, очень часто, вишуканою українською мовою… А пипл, между тем, "хавает". И не только простые люди, в сознании которых экономическое развитие намертво связано с промышленным, но и высшее руководство страны.

История знает примеры, когда сопротивление групп интересов, связанных со старым экономическим укладом, обращало развитие целых стран вспять, или очень надолго тормозило его. Правда, тогда прогрессивным был индустриальный уклад – та самая промышленность – а ретрограды представляли аграрный сектор. Сейчас совершенно аналогичное противостояние разворачивается (во всем мире) уже между постиндустриальным укладом и промышленностью. Причем, что характерно и очень обнадеживает, Украина по показателям, важным для постиндустриального, инновативного, развития входит в топ-50 стран мира, а по показателям, связанным с промышленностью и "инвестиционным ростом" (индустриализацией), во второй сотне.

Аргумент о том, что без индустриализации не бывает постиндустриальной экономики, возможно, и справедлив (хотя Новая Зеландия и Индия его опровергают), но точно не о нас: Украина индустриализацию прошла и зашла в нее даже слишком далеко. Поэтому все необходимые предпосылки, которые она создает, у нас уже есть. Однако, вот прямо сейчас прошлое может затащить нас обратно – и вместо того, чтобы реализовать исторический шанс "догнать и перегнать" страна останется в парадигме 20 века с его уже безнадежно устаревшей дилеммой "индустриальный – аграрный" и соответствующим уровнем благосостояния, прочно застрявшей в "ловушке среднего дохода".

Что будет, если промышленному лобби удастся победить? В "лайт-версии" протекционизма и льгот, промышленная политика будет медленно отравлять экономику, подкармливать коррупцию и искателей ренты, и тогда она сработает только как одна из составляющих конкуренции за ренту.

Но есть и "хард-версия" с целевой эмиссией гривни под льготные кредиты. Именно она – настоящая мечта лоббистов, потому что это самый быстрый и радикальный способ обогащения. И, с другой стороны, именно его, похоже, удалось преподнести некоторым членам "зеленой команды", вкупе с ее лидером, как вожделенный ими рецепт "быстрых результатов".

Но именно этот метод может столь же радикально приблизить развязку – точнее, если его адептам удастся задуманное, то результаты не заставят себя ждать. В инфляции и девальвации, конечно же, попытаются обвинять "спекулянтов", тех же "соросят", хотя это и будет очень напоминать известный анекдот про "шамана", который "наколдовал" представителю коренного народа, рубившему сук, на котором сидел.

Но не все в это поверят, далеко не все… И если кризис не удастся предотвратить, то нужно, по крайней мере, чтобы он стал последним и окончательным для нынешнего поколения уроком в отношении к промышленному лобби.

В данном случае "что делать" и "кто виноват" – это практически один вопрос: нужно научить избирателя на его собственных ошибках и заблуждениях, если уж по-другому он не понимает и продолжает отождествлять экономический рост с промышленностью.

Хотя лучше было бы, конечно же, отбить и эту атаку, предотвратить кризис (или, хотя бы, смягчить его), потому что он реально может оказаться последним для Украины, какой мы ее знаем, и уроки из него выносить будет уже поздно…