Что вы делали на выходных? Я провел их необычно - вслушивался в слитую в сеть запись всей встречи премьера Алексея Гончарука с руководством Нацбанка, Минфина и Минэкономики. Во-первых, важно знать, что в голове у людей, от решения которых зависит экономика Украины.

Во-вторых, это захватывающе: они обсуждали крамольные и революционные вещи. И я не о "профанстве премьера" или "пустом месте в голове у президента", которые выпячивали "сливщики" в своей нарезке. 

Если коротко, представители экономического блока правительства предлагают жить в новой реальности - не так, как вся страна привыкла последние 28 лет.  

О чем речь? О курсе гривни. 

"Если вы сохраняете макроэкономическую стабильность… появляются инвестиции … то мы будем ходить где-то к двадцати трем - двадцати (гривень за доллар США. - Ред.). И где-то там мы будем находиться через год, два, три", - можно услышать слова зампреда Национального банка Украины Катерины Рожковой.

И участники встречи с ней не спорят, а, наоборот, развивают эту идею.  Например, министр финансов Оксана Маркарова предлагает пересчитать бюджет по новому курсу и посмотреть, что изменится.

С одной стороны - инвестиции приведут к созданию новых рабочих мест, вырастут доходы населения и потребление.

Но получится ли за счет роста доходов части населения, компенсировать бюджетные потери из-за укрепления гривни?

Читайте также - Курс гривни к доллару долго был 28. Почему он резко упал

Министр экономики Тимофей Милованов перечисляет проблемы экспортеров, которые несколько весомее, чем крепкая национальная валюта: логистика (УЗ и порты), тарифы на электроэнергию, внешняя конъюнктура. И предлагает исправлять решаемое, например, коллапс на УЗ. 

Конечно, Украина увидит отметку 21 или 20 грн за доллар, при многих "если". Если правительство не наделает больших ошибок, подрывающих макростабильность, если инвесторы придут/не уйдут, если приватизация запустится, если предприниматели пересмотрят бизнес-модели и начнет строить производство в Украине, если, если, если …

Но шансы, что все эти "если" станут реальностью, - довольно высоки. Двенадцать месяцев назад никто не предсказывал, что Украина пройдет 2019-й по самому позитивному сценарию: выборы пройдут мирно, правительство окажется  технократичным, бюджет 2020 реалистичным, транзит газа и сотрудничество с МВФ сохранится, урожай окажется максимальным и даже ПриватБанк не отдадут Коломойскому.  

Читайте также - Пленки Гончарука, или Война началась

Почему власть должна все испортить?

И если прогноз НБУ сбудется хоть на половину, то появляется много вопросов. Как сберегать, где работать, вести бизнес, инвестировать, если гривня через три года будет дороже чем сейчас. 

В истории современной Украины не было периода, чтобы национальная валюта существенно укреплялась в среднесрочной перспективе. Гривня почти всегда дешевела. За первые пять лет после рождения, в 1996-м,  украинская валюта обесценилась в три раза. 

Нулевые - золотое время для  экономики Украины. Но и тогда Нацбанк держал курс стабильным. Тогдашнего главу регулятора Владимира Стельмаха даже прозвали "мистер 5,05".

Во времена Януковича никто не знал, насколько сильным окажется страх власти перед девальвацией, и сколько резервов сожжет тогдашний глава НБУ Сергей Арбузов по указанию "легитимного", чтобы удержать курс на отметке восемь. Но все знали-понимали, что резервы закончатся, и курс будет 9, 10, 11...   

Читайте также - Курс гривни, нефть, экспорт. Как конфликт в Иране повлиял на украинскую экономику. Разбор

2016-2018 года - курс относительно стабильный, но и население, и бизнес знали -  покупай дешевые доллары весной, а продавай дорогие в декабре-январе. Импортеры на всякий случай закладывали курс 30 грн, ведь девальвация могла подкрасться незаметно. А украинцы неохотно расставались с валютой и держали на в валютных депозитах около $10 млрд.

Тренд на 20-23 грн за доллар все меняет. 

Получается, что надо хранить большую часть сбережения в гривне, а, договариваясь о зарплате в валюте, вы завтра будете получать меньше, чем сегодня; что цены в долларах растут быстрее, чем в гривне; инвестируя за рубеж, подсчитывать потери на курсовой разнице; бизнесу невыгодно держать выручку в офшорах, ее надо заводить в страну и думать, что же делать; импортировать многие товары станет менее выгодно, чем производить и продавать их же в Украине.  

Это и, правда, революция. Прежде всего, революция сознания - думать и жить “в долларах” станет невыгодно, придется меняться.

А это тяжело, 28 лет - большой срок.