В последнее время на Западе распространяются мнения, что санкции против России больше вредят странам мира, чем РФ: они не работают, их следует ослаблять и не вводить новые.

Один из важнейших аргументов противников санкций – "эффект бумеранга": поскольку международная торговля взаимовыгодна, отказ от нее вредит обеим сторонам. Причем сторона, которая вводит санкции, может пострадать больше.

Действительно, моделирование показывает, что потери для РФ в первый год составят около 10% от ее ВВП (около $130 млрд), а для стран антипутинской коалиции – приблизительно 0,5% от их ВВП, в абсолютных цифрах – примерно в 3,5 раза больше потерь России.

Тем не менее такой расчет методологически ошибочный: он сравнивает ущерб двух разных независимых экономических агентов. Правильно сравнивать стоимость введения санкций (а вместе и помощи Украине в целом) с альтернативной стоимостью (opportunity cost) отказа от таких действий.

В таком случае отказ от санкций и помощи Украине будет означать, с высокой вероятностью, победу РФ в войне, что, в свою очередь, было бы концом того мирового порядка, который сложился де-факто после окончания холодной войны, и возвращение даже не в 80-е годы прошлого столетия, а в 1950-е, до Карибского кризиса, когда СССР не выполнил своих угроз по уничтожению империализма ядерным оружием.

Это означает увеличение военных расходов странами антипутинской коалиции. По расчетам экономистов, из нынешних 2,5% ВВП в среднем до 4,2% ВВП в "наилучшем" случае (возврат в состояние холодной войны 1985 года), или даже до 6,5% в случае возвращения в "докарибское" состояние мира. И это в лучшем случае втрое, а в худшем – в восемь раз больше потерь от санкций, не говоря уже об остальных рисках и проблемах, которые несет в себе сохранение нынешнего кремлевского режима с укреплением его в случае победы.

Какие последствия от санкций уже ощущает РФ

По данным исследования ученых Йельского университета, Россия уже пожинает значительные последствия санкций:

1. Стратегическое позиционирование России как экспортера сырья безвозвратно ухудшилось, поскольку сейчас государство-оккупант со слабой позиции имеет дело с утратой прежних основных рынков сбыта.

2. С начала полномасштабного вторжения в Украину из России ушло много западного бизнеса, который составлял около 40% ее ВВП. Так, РФ потеряла почти все иностранные инвестиции за три десятилетия. Стоимость акций западных компаний, которые ушли с российского рынка, возросла больше, чем стоимость их активов и доходов в РФ, мировые фондовые рынки положительно оценили такой шаг.

3. В России появились проблемы с обеспечением важных ресурсов, запчастей и технологий, что приводит к дефициту поставок в национальной экономике.

4. Несмотря на иллюзию президента РФ Владимира Путина по поводу самообеспечения и импортозамещения, российское внутреннее производство сокращается, не имея возможности заменить утраченные предприятия, товары и таланты; истребление российской внутренней инновационной и производственной базы привело к стремительному росту цен и тревоге потребителей.

5. Россия прибегает к нежизнеспособному, резкому фискальному и монетарному вмешательству, чтобы сгладить эти структурные экономические недостатки. Следствие – дефицит государственного бюджета РФ впервые за много лет и истощение иностранных резервов, даже при высоких ценах на энергоносители.

Согласно сообщениям Министерства финансов России, нефтегазовые доходы упали на 22%,  в не-нефтегазовом секторе – на 29%. Основной вклад в это падение внес внутренний НДС (-41%); налог на прибыль (-32%); в части доходов, связанных с импортом –44%.

В то же время расходы России продолжают расти: на 25% в июле и на 21% по итогам семи месяцев 2022-го. Минфин РФ закрыл структуру расходов, чтобы не было понятно, сколько денег уходит на военные нужды.

По прогнозам Международного валютного фонда, в конце 2022 года уровень безработицы в РФ достигнет 9,3% (3,8 млн россиян). Эта тенденция заденет регионы по-разному. По оценкам российского Центра стратегических исследований, к концу 2022 года безработица в 16 регионах РФ вырастет в два и более раза по отношению к январю-марту, а в 53 регионах – в полтора раза и более. Прежде всего, это касается сферы транспорта, автомобилестроения, оптовой торговли, электронной коммерции, лесной промышленности.

Все это происходит в то время, когда важнейшие санкции – эмбарго на нефть и газ – еще не заработали.

В декабре 2022 года Евросоюз и страны G7 должны полностью отказаться от российской нефти, также ЕС планирует на ⅔ сократить потребление российского газа. Это наиболее критические санкции для экономики РФ, которые приведут к еще большему ее падению, инфляции и дефициту федерального бюджета страны. 

Что еще нужно сделать, чтобы усилить влияние санкций на РФ

1. "Умное" нефтяное эмбарго

На недавнем саммите страны G7 пришли к согласию применить мировое ограничение цен на российскую нефть. Сейчас рассматривается вариант реализации этой стратегии посредством страхования: танкеры, которые будут перевозить российскую нефть марки Urals по цене выше определенного предела, не будут страховаться ведущими мировыми страховыми компаниями.

Этот механизм может сработать, но его очень важно дополнить:

- общеевропейской (и другими развитыми странами) уголовной ответственностью за невыполнение общих санкций;

- предусмотреть вторичные санкции или определенные ограничения для всех страховых компаний, которые разрешат и дальше страховать суда (Российская национальная перестраховочная компания, General Insurance Corporation of India, China Re, Nigeria Reinsurance Corporation) и трейдеров и банков, не поддерживающих мировые санкции.

Альтернативным механизмом ограничения мировой цены российской нефти является применение большинством стран мира единственной значительной пошлины на российскую нефть, что снизит ее рыночную стоимость до необходимого предела.

2. Важным остается применение принципа "белого списка" к импортерам и перевозчикам, поставляющим товары двойного назначения в Россию и Беларусь с требованиями полной прозрачности и жестким контролем со стороны государств, провозгласивших санкции (вместо "черного списка").

3. Ввести ограничения на перевозку в российские порты, расширить санкции против судов, прямо или косвенно принадлежащих резидентам или гражданам РФ и РБ, независимо от флага. Распространить санкции по запрету страхования грузов на все виды транспортных средств, не только морских.

4. Сконцентрировать санкции в отношении российских банков, не с 100% капиталом из США и ЕС. Отключить от SWIFT системно важные российские банки, такие как Газпромбанк. С целью организации "окна" для оплаты долгов россиянами и организации платежей за экспорт на Запад через банки, контролируемые США и ЕС.

5. Ввести санкции против всех членов органов управления российских государственных и подконтрольных государству компаний, в том числе банков и компаний, с долей России либо квазигосударственных юридических лиц в капитале от 25%.

Независимо от гражданства – распространить на предприятия, являющиеся правопреемниками государственных предприятий, изменивших форму собственности после 8 августа 2008 года. Важно – ввести санкции для всего руководства Центробанка России.

6. Расширить список санкций на экспорт в РФ всех видов технологий, программного обеспечения и оборудования и материалов, используемых в:

- добыче и переработке полезных ископаемых (включая оборудование для дистанционного зондирования и геофизических исследований);

- обслуживании турбин высокой мощности;

- разработке и производстве вычислительной техники и сенсоров, точных механических приборов и конструкций и т.д.

Создать механизм регулярного мониторинга технологий военного и двойного назначения и дополнения этого перечня.

7. Лишить РФ членства и занести ее в черный список FATF как террористическое государство. Это существенно усложнит взаимоотношения государства-оккупанта с разными странами мира, сделает взаимоотношения с ним "токсичными" даже для тех стран, которые не присоединились к санкциям.

Хорошая новость – недавнее исключение РФ из руководящих органов FATF, но необходимо продолжить эту работу.

8. Обеспечить финансирование международными организациями проектов журналистских расследований того, как международный бизнес обходит санкции и продолжает работать с Россией через третьи страны. Назначить вознаграждения компаниям-разоблачителям.

9. Ввести наказание (штрафы) для компаний-производителей критических технологий, оборудования и программного обеспечения, запрещенных к экспорту в РФ в случае, если соответствующие товары или информация оказываются по факту экспортированными туда, независимо от того, санкционировала ли компания передачу товара или технологии официально. Тогда они сами сформируют частные следственные органы, которые эффективнее любого государства будут следить за соблюдением вторичных санкций.

10. Исключение РФ из научного обмена информацией, доступа к научным базам данных, конференций (особенно в области новых материалов, химии, приборостроения). Ограничить доступ к Scopus, European Open Science Cloud, Eureka, Web of Science (publons).