1 февраля правительство уволило часть руководства Государственной таможенной службы Украины (ГТС): и.о. главы Вячеслава Демченко, занимавшего этот пост с ноября 2021 года, и первого заместителя Александра Щуцкого. В тот же день стало известно, что Кабинет министров Украины возложил исполнение обязанностей главы ГТС на Сергея Звягинцева, который с января 2021 года занимает должность заместителя главы службы. 

Изменит ли ситуацию на таможне очередная ротация фамилий? 

Каждые полгода имею развлечение – комментировать СМИ смену руководства Государственной таможенной службы Украины. Одни "настоящие генералы" и "решительные руководители" сменяют других, а результат только хуже. Это напоминает мне ситуацию со ржавой "Таврией", которая никак не едет, а политики все верят, что нужно только сменить водителя – и тогда машина поедет.

А разговоры о том, что нужно заменить мотор, перебрать каждую деталь, поставить нормальную электронику, считают хипстерским бредом. Типа, лучше просто назначить агрессивного опытного "профессионала" – ну и что, что он ворует топливо.

Поэтому хорошо, что уволили. Хотя не всех, ходят слухи, что некоторым кто-то обещал возможность "сохраниться". Но никаких существенных изменений это не принесет.

Без проведения большой системной реформы, которую мы четыре с половиной месяца пытались реализовать в 2019-2020 годах, таможня так и останется в порочном кругу нездоровой экосистемы правоохранителей, бизнеса, устаревшей инфраструктуры, неудобных процессов и топорного реагирования. Ну и поиск простых решений, куда же без них. Ни дня без упоминаний идей типа "аутсорсинга таможни иностранцам" или "тотальной сверки деклараций с другими странами".

Ну а что – для неспециалиста же звучит круто!

Что же на самом деле нужно сделать:

1. Объединить таможни в единое юридическое лицо, чтобы появилась минимальная управляемость, экономия на объединении функций и уничтожение конкуренции между таможнями относительно "условий оформления". Ввести случайное распределение деклараций между таможенниками из всех регионов Украины – когда грузовик в Краковце будет оформлять случайный инспектор из Чернигова.

2. Изменить ІТ-систему, чтобы закрыть имеющиеся дыры, создать удобный сервис и запустить нормальный риск-менеджмент (ну и исправить ситуацию, когда треть собственных доходов бюджета зависит от работы ІТ-решения, к которому имеет доступ один человек в стране).

3. Провести кадровую реформу – переаттестацию таможенников, перевод на контракты, введение КРІ и автоматических условий повышения и увольнения. Да и конкурентная зарплата для честных таможенников, конечно. Создать центры компетенций и централизовать опыт по сложным категориям товаров.

4. Инвестировать в таможенную инфраструктуру. Невозможна ситуация, когда даже весы принадлежат людям, которых президент публично называет коррупционерами. Когда сканеры все время "сломаны". Когда максимум, что может сделать таможня, – это вручную прерывать грузовики или металлическими щупами протыкать вагоны.

5. Работать над сотрудничеством с международными партнерами. От предварительного обмена информацией в рамках Tradelens до обновления межведомственных соглашений, чтобы с Китаем не обменивались данными на CD-дисках, которые посылаются по почте.

6. Выгнать из таможни правоохранительные органы, которые просто "присматривают". И устно пускают или не выпускают, проверяют или пропускают. Вся коммуникация только через централизованную ІТ-систему, где каждое "поручение" на пересмотр или "сообщение" о возможном нарушении должно идти из ЭЦП конкретного офицера.

7. Ну и многое другое тоже.

Таможня – это большая структура, которую можно реформировать либо всю – либо нарушение таможенных правил просто перетекают в другой регион, канал доставки или способ оформления.