В скором времени планируется рассмотрение Верховным Советом законопроекта №2285 о легализации в Украине игорного бизнеса, который ранее поддержал Кабинет министров Украины. Коротко рассказываем о его содержании.

Проект предусматривает:

- создание специального органа по надзору за сферой азартных игр, который выдает лицензии, ведет публичные реестры с информацией о лицензиатах и местах проведения азартных игр, устанавливает требования касательно сертификации игорного оборудования и программного обеспечения и проводит электронные аукционы лицензий;

- ограниченное количество лицензий, размер платы за которые определяется по результатам электронных аукционов;

- обязательную идентификацию игроков, которая, по мнению авторов, обезопасит несовершеннолетних от участия в азартных играх;

- усиление финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса.

Одной из основных целей законопроекта заявлено выведение из "тени" рынка азартных игр в Украине и наполнение тем самым государственного бюджета. Однако анализ предлагаемых изменений вызывает сомнения в возможности достижения этой цели.

Проект предлагает ряд требований, которые для многих участников рынка невыполнимы:

- размеры игорных залов - от 300 квадратных метров для игровых автоматов и от 500 – для казино;

- размер уставного фонда провайдера азартных игр – не менее 30 млн гривен.

Также предусмотрено, что игорное оборудование соединяется с системой онлайн-мониторинга Государственной налоговой службы, которая открывает для контролирующих органов данные о всех принятых ставках, выплаченных выигрышах в онлайн-режиме.

Такая жесткость положений законопроекта вряд ли сможет сделать легальным рынок азартных игр, особенно это касается мелких игроков, которые продолжат работу в прежнем режиме. Именно бесконтрольную деятельность игровых автоматов премьер-министр назвал наибольшей проблемой.

При этом, усиление уголовной ответственности за незаконное занятие игорным бизнесом нельзя считать эффективным инструментом в борьбе с "теневыми" участниками рынка, что подтверждает девятилетний опыт применения статьи 203-2 Уголовного кодекса Украины "Занятие игорным бизнесом".