Бизнес, который я развиваю со своими партнерами с 2012 года, – экспортный. Все привыкли слышать об украинской молочке, курятине, зерне, металле за рубежом. Наша же компания занимается очень узкой сферой – переводами. Мы изначально задумывали — будем заниматься экспортным бизнесом, основанным на реализации человеческого потенциала.

Потому что знали — глобализация экономики подразумевает локализацию каждого сайта, этикетки, рекламного сообщения. В 2019 году мировой рынок лингвистических услуг оценивался примерно в $49,6 млрд. С тех пор он вырос до $56,18 млрд. А до 2026 года прогнозируемо рынок продемонстрирует среднегодовой темп роста 5,3%. Причины — непрерывная глобализация бизнеса, рост диджитал-контента и необходимость локализации торговых площадок для международных ритейлеров.

75% потребителей чаще покупают товары на сайтах на своем родном языке, согласно данным отраслевой исследовательской компании CSA. А около 40% интернет-пользователей заявили, что никогда не будут покупать на сайтах с интерфейсом на ином языке. 

Конечно, мы преследовали и преследуем цель получения финансовой выгоды, как любая коммерческая организация. Потому что каждый человек — существо экономическое, а деньги — эквивалент товаров и услуг. Бесплатный пирожок бывает только у мамы и бабушки, а за все остальное нужно платить. Следовательно — зарабатывать.

Если говорить об украинском экспорте, две самые заметные его статьи – агропродукция и металл. В 2021 году Украина продала на внешних рынках черных металлов – на $13,95 млрд; зерновых – на $12,34 млрд; жиров и масел животного или растительного происхождения – на $7,04 млрд. Также не стоит упускать роли в валютных поступлениях в Украину IТ-сектора и трудовых мигрантов. В 2021 году в Украину зашло около $11 млрд от заробитчан, включая и рабочие профессии, и IТ-специалистов. 

Но при этом существует немалое количество невидимых отраслей, в которых наше государство может нарастить свой экспортный потенциал. Например, переводы с иностранных и на иностранные языки. 

Нераскрытый потенциал

Переводы текстов в обществе принято разделять на три категории: нужно самому овладеть языком и самому переводить, можно использовать Google Translate или аналоги, следует воспользоваться услугами агентства или фрилансера. Но редко наше направление бизнеса воспринимают в роли полноценного экономического игрока. По уровню узнаваемости и цитируемости мы уступаем и агросектору, и IТ, и финансам, и металлургии. 

Согласно рейтингу CSA Research (США), наша компания вошла в топ-10 самых быстрорастущих в мире. В десятке лидеров лишь мы представляем Украину, остальные компании — США, Великобританию, Нидерланды и Канаду — то есть, развитые глобальные экономики. С одной стороны — это повод для предпринимательской гордости. С другой — намек на нераскрытый потенциал сферы переводов в Украине.

Переводы будущего

В контексте технологий, переводы (в широком смысле — лингвистика) находится в сфере задач искусственного интеллекта. Сейчас мы можем разговаривать с Siri и Google, а на следующем эволюционном этапе ИИ облегчит нам, скажем, разговор с автомобилем или бытовой техникой.

Представьте, что вы можете разговаривать с автомобилем и получать от него интеллектуальные ответы, давая подробные советы по маршрутам или обобщая свежие новости, которые вы только что пропустили по радио. Или возможность говорить или вводить запросы в свою поисковую систему на обычном языке (точно так же, как если бы вы спрашивали человека) и получить только тот документ, который вы искали, возможно, в краткой форме для удобства чтения, переведенный с другого языка, с выделенными ключевыми моментами для ваших целей. 

Но мы никогда не придем к полноценной замене человека для перевода контракта на другом языке с зарубежным партнером. Этическая задача разработчиков ИИ, как и создателей роботов, заключается в помощи человеку, а не в его полной замене. Потому что реализация человеческого потенциала заложена в самой сути человека. Если робот заберет у вас любимую работу, вы столкнетесь с экзистенциальным кризисом, а рынок труда перекосит в сторону увеличения количества резюме и снижения количества вакансий.

И, кроме того, ИИ не понимает юмора, сложных метафор и особенностей не буквального перевода. По крайней мере пока. И потому маркетинговые и важные юридические тексты серьезные компании по-прежнему переводят вручную. 

Пример нашей отрасли можно перенести на экономику Украину. Вернее, каждую из сфер бизнеса уместно пропустить через сито двух вопросов:

- Этот бизнес экспортный?
- В нем человек реализует свой потенциал?

В финансовом смысле продажа услуг или товаров в другие страны укрепляет гривню. В макроэкономическом — вносит свою лепту в торговое сальдо, которое в здоровой развитой экономике является положительным (экспорт выше импорта). Для предприятия — это возможность диверсифицировать риски и масштабировать бизнес.

Когда мы открывали свой офис в Нью-Йорке, поставили перед собой задачу работать по всему миру. То есть быть устойчивыми перед локальными экономическими кризисами. Это как в боксе: нельзя ставить ноги на одну линию, если ты хочешь на них устоять. Бизнес, который зависит от экономического и социального положения в одной стране, уязвим. Война в Украине, к сожалению, подтвердила верность этого утверждения.

Добавленная стоимость 

Основой бизнеса есть человек, который и создает его добавленную стоимость. Мне как предпринимателю важно, чтобы все люди в моей компании находились на своих местах, то есть — реализовывали свой потенциал. 

Бизнес — это не абстрактная конструкция из логотипа, юридического лица и сайта. Это люди, как и везде.

Почему важно реализовать себя? Согласно исследованию Mit Sloan School of Management, в 2022 году у сотрудников есть четкий список стандартов в требованиях к рабочему месту: хорошая зарплата и льготы, стабильный и предсказуемый график, карьерный путь, безопасность и справедливая и равноправная рабочая среда. Недоинвестирование в людей приводит к операционным проблемам и проблемам обслуживания клиентов, которые ведут к снижению продаж, что, в свою очередь, приводит к сокращению бюджетов.

Чтобы у сотрудника была зарплата, а сам бизнес был устойчивым, следует его масштабировать за пределы Украины. То, о чем я сказал выше. В качестве вывода могу дать совет украинским бизнесменам.

Ищите варианты масштабирования своего бизнеса за рубежом, в странах ЕС (мы сейчас этим заняты), США, Канаде и так далее. В развитых экономиках. В новой реальности у нас всех, как у граждан Украины, есть один выход — интеграция в глобальные экономические процессы. В буквальном смысле, нам нужна валютная выручка и устойчивое развитие бизнеса. Прошлая реальность закончилась 24 февраля 2022 года.

И помните, даже в неочевидных сферах можно найти зарубежных клиентов и вместе с этим принести пользу и себе, и своим сотрудникам, и государству в виде налогов и увеличения количества вакансий, а не резюме.