Сегодня, 13 января, суд арестовал 100% акций ранее приватизированного завода "Большевик". Как отмечают в Государственном бюро расследований (ГБР), это сделали в рамках уголовного производства по возможному злоупотреблению должностных лиц Фонда госимущества Украины (ФГИ) во время приватизации завода.

Следователи считают, что завод был отчужден по заниженной стоимости и это "нанесло экономический ущерб государственным интересам".

Пикантности ситуации добавляет то, что представитель ГБР был в составе комиссии, утвердившей стартовую цену завода в 1,38 млрд грн

Завод "Большевик" (АО "Первый киевский машиностроительный завод") – первый объект большой приватизации, выставленный на продажу по новому закону 2018 года. 27 октября 2021 года, ФГИ продал его на приватизационном аукционе компании Дженерал коммерс, действовавшей от имени консорциума компаний: UDP Андрея Иванова и Василия Хмельницкого и A-Development Алексея Баранова.

Конечная цена лота составила 1,43 млрд грн ($54,1 млн), что только на 2,8%, или 40 млн грн, превысило стартовую цену. Сам аукцион длился семь минут, а конкуренции почти не было. Это и породило слухи о сговоре в интересах победителя. 

Антимонопольный комитет очень оперативно начал исследование наличия такого сговора.

17 ноября 2021 года стало известно, что комитет приостановил приватизацию Большевика именно по этой причине. А 8 декабря АМКУ не принял решение о повторно поданной заявке на покупку завода компании Дженерал Коммерс.

Несмотря на то, что 29 декабря АМКУ все-таки согласовал соглашение, а деньги от продажи победитель в бюджет уже уплатил, комитет продолжает начатое расследование обстоятельств и действий участников аукциона.

Интересно, что хроническая убыточность Большевика, накопление задолженности и мутные договоры отчуждения следователей ГБР почему-то не беспокоили. Видимо, по их мнению, это не наносило "экономического ущерба государству".

Большевик последний раз был прибыльным в 2002 году – 20 лет назад. За последние пять лет его суммарный убыток составил 161 млн грн, а долгов у него – более 500 млн (в том числе долгов по ЕСВ, из-за чего работники не могли оформить себе пенсию). (См. график ниже)

Большевик мог быть историей успеха Зе-команды. Но имеем дело в ГБР и арест акций завода
null

Источник: prozvit.com.ua, кликните на график для увеличения

Несколько лет до приватизации Фонд госимущества судился за восстановление права собственности на пять зданий, которые были незаконно отчуждены как арестованное имущество путем исполнительного производства.

Чтобы проводить приватизацию государственных предприятий, на которых десятилетиями паразитировали нечестные политики и бизнесмены, у Фонда госимущества должна быть политическая "крыша" – в Офисе президента, Кабмине, Верховной Раде... В нашем случае – именно в ОП. Это значит, что не должно быть "обысков ради обысков", неоднозначных сигналов из ГБР или АМКУ без конкретных претензий. Сейчас выглядит так, что эта "крыша" не просто "потекла", а ее намеренно разобрали по кусочкам.

Да, приватизация Большевика не была идеальной. Ее "хакнули" Хмельницкий и компания, но вряд ли там было формальное нарушение. Слишком много внимания было уделено этому кейсу. И, скорее всего, принимая политическое решение о приватизации завода как есть, команда Фонда получила отмашку из Офиса президента.

Это первый аукцион большой приватизации. Ее запуск мог стать историей успеха Зе-команды, равно как и открытие рынка земли.

Но выглядит так, что реальные изменения в этой сфере политической верхушке не очень нужны. И ей наплевать на то, что эти танцы с бубнами вокруг Большевика рискуют заморозить крупную приватизацию вплоть до следующей смены власти.