Нефтяная война – катастрофа. Выиграют США и Китай. Главное из интервью совладельца Лукойла
Леонид Федун (фото: Сергей Ильницкий/EPA)

Совладелец российского нефтяного гиганта Лукойл Леонил Федун дал интервью агентству РБК, где доступно рассказал о последствиях "нефтяной войны" между Саудовской Аравией и Россией, объявленной после выхода РФ из ОПЕК+.

Сколько "нефтяных войн" было в мире, почему одну из них не пережил Советский Союз и что будет с ценой на нефть дальше?

LIGA.net выбрала самое важное и интересное из интервью.

Нефть дешевеет не из-за коронавируса. Коронавирус вызвал панику на рынке, что вызвало падение. Но я бы сказал, что больший дисбаланс внесла Саудовская Аравия, сбросив цены сразу до $20 за баррель [после выхода России из организации ОПЕК+]. Нужно начать снова договариваться с ОПЕК. Любой плохой мир, лучше хорошей ссоры.

Если бы сделка ОПЕК+ продолжилась, стоимость нефть была бы выше. Сейчас коронавирус ударил по экономике, но тот нефтяной шок, который произошел, он дает цену, по нашим расчетам, от минус $20 до $25 от действующей цены. То есть, если бы сделка ОПЕК была, цена была где-то $50.

Выиграют почти все, кроме России и Саудовской Аравии. [От ценовой войны] в негативной ситуации окажутся две страны – Россия и Саудовская Аравия. Дальше это будет вопрос их экономических резервов. Это будет война на истощение, от которой выиграет США, где по нашим расчетам, из-за падения цены на нефть, доходы граждан вырастут на 6%. Еще выиграет Китай – у них вырастет доход населения примерно на 2%. И на такую же сумму вырастут доходы в Индии и в Европе.

Добыча сланцевой нефти в США пострадает, но бизнес адаптируется. Ценовая война не убьет добычу сланцевой нефти в США. Но сильно ранит. Добыча сланца упадет, как это было в 2016 году. Если WTI будет по $25, то добыча может упасть в два раза – с 7 млн до 3,5 млн баррелей.

Но мы должны понимать, что компании там не обанкротятся – у них сменится собственник, спишутся долги, и они продолжат работать. Это первое. Второе – добыча сланцевой нефти контролируется крупными компаниями, в первую очередь, Exxom Mobile и Shevron, у которых есть большой запас прочности. К тому же падать добыча будет не быстро, но восстановится может очень быстро.

Выход России из ОПЕК+ означает, что добыча нефти в стране начнет сокращаться. Российские нефтяники просили у Минфина льготы для новых месторождений, поскольку при действующем налоговом режиме, невозможно наращивать добычу. Об этом писали все: Роснефть, Лукойл, Газпромнефть. И это при цене $60 за баррель нефти. Как наращивать добычу при цене $25 я не представляю. Поэтому скорее всего, если сделки не будет и цены на нефть останутся не выше $35, то в 2022-2023 годах добыча начнет сокращаться.

Нефтяная война – это катастрофа. У Саудовской Аравии на время конфликта с Кувейтом была заморожена так называемая нейтральная территория, простаивающая последние несколько десятилетий. Там можно добывать примерно 25-30 млн тонн баррелей нефти в год. Они уже договорились о запуске этой территории. Плюс у них стоят другие месторождения, за счет которых Саудиты могут увеличить добычу до 12,3 млн баррелей в год. Это катастрофа для рынка.

Цена на нефть может упасть до $15 за баррель, российский Urals уже просел. По нашим расчетам, нефть может упасть на рынке до $15-20 за баррель. Реальная цена российской нефти – $24-25. Мы меряем нефть в баррелях, но Россия продает Urals. В силу той атаки, которую сделала Саудовская Аравия, он торгуется с дисконтом в $5-$6 к баррелю.

Четыре "нефтяных войны" за 40 лет. В 80-х Саудовская Аравия сокращала свою долю в рынке, чтобы задрать цену на нефть в сегодняшних ценах до $140 за баррель. Но в 86 году она начала восстанавливать добычу, начав предлагать все больше и больше нефти. В результате Советский Союз исчез, добыча нефти в России и Казахстане упала в два раза, а в Северном море – перестала расти. Это первая война.

Вторая война состоялась, когда Венесуэла нарушала договоренности – она должна была добывать 3,5 млн баррелей, а добывала больше 5 млн. Да, в Венесуэле упала добыча на более 1,5 млн баррелей, после чего в стране начались политические изменения и промышленность фактически упала. Но и у России оказался дефолт.    

Следующая ценовая война была в 2014 году, когда Саудовская Аравия "атаковала" США. Да, сланцевая индустрия получила удар, но она перестроилась, после чего была заключена сделка ОПЕК+.

То, что сейчас происходит на рынке похоже на 1986 год. Тогда цена упала с $140 до $42 в сегодняшних ценах. И Советский союз этого не пережил.

Цена на нефть может откатиться, но мир больше не будет прежним. Мир поменялся, если раньше можно было ожидать возврат цены к $100, то сейчас этого не будет. Есть точка отсечения от этой цены – развитие возобновляемых технологий. Сейчас все забыли о "зеленой" сделке в Европе, но этот фактор еще остается.